Основная проблема российских сёл – транспорт

Объявив акцию «Мне не хватает!» и призвав читателей рассказать нам о самых насущных проблемах, мы узнали не только о вечных дураках и дорогах, но и о том, что до рядового россиянина не доходят трубы с нашим газом, что всей стране некуда ходить по нужде...

   
   

И этот перечень расширяется. В своих письмах люди, в частности, кричат о том, что один за другим отменяются автобусы, электрички и даже поезда, соединявшие сёла и города.

Голосуй или замёрзнешь!

«Это вы там можете хоть на площадь выйти, хоть на проспект: мол, мой голос не услышали. А я, если не проголосую, замёрзну», - зло шутит житель деревни Паршевникова Иркутской области. Он по телевизору насмотрелся акций протеста москвичей и негодует: даже если он захочет что-то прокричать, никто, кроме соседей, не услышит, потому как до ближайшего большого населённого пункта транспорта нет. То же в деревнях Заморская, Средний Булай.

«Приспосабливаемся, - говорит Ирина, жительница Среднего Булая. - Знаем расписание совхозного автобуса, что рабочих возит. Выходим на трассу, голосуем (Сейчас в Иркутской области морозы 30˚ и ниже. - Ред.). Водитель из своих - подбирает. На школьный автобус просимся, хотя понимаем, что этого нельзя делать…»

Здесь любая болезнь может стать смертельной - врач бывает раз в неделю, а «скорая» приезжает только по его звонку. А как добраться до города? Таксисты заламывают цены в половину здешней зарплаты. Анне, маме 10-месячной девочки, пришлось занимать деньги, чтобы 2 недели возить дочь на физиопроцедуры. И то, говорит, спасибо знакомому, согласившемуся доставлять их туда-обратно за 200 руб., которых хватит разве что на бензин.

«Люди на каждом сельском сходе о транспортной проблеме говорят. Мы пробовали договориться с частниками. Но их, понятно, интересует только большая прибыль, поэтому работать в таких маленьких деревнях, где даже пятисот жителей не наберётся, никто не хочет», - пояснила «АиФ» Наталья Берсенева, глава Алёхинского сельского поселения.

Трясина дрезины

                                                               
Льготы на проезд в пригородном транспорте

Поезд

Бесплатно:

- инвалиды войны, участники ВОВ, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, ветераны боевых действий, блокадники, члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и др.;

- инвалиды, дети-инвалиды, лицо, сопровождающее инвалидов I группы и детей-инвалидов;

- «чернобыльцы»;

- дети-сироты, обучающиеся в федеральных образовательных госучреждениях;

- Герои Советского Союза, РФ, полные кавалеры ордена Славы, Герои Соцтруда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы;

- дети до 5 лет и др.

С 50%-ной скидкой:

- школьники, студенты-очники вузов, ссузов и т. п. с 1 сентября по 15 июня.

Автобус

Бесплатно:

- участники ВОВ, инвалиды войны;

- дети до 5 лет, не занимающие отдельного места, и др.

Практически во всех регионах РФ власти дают льготы на проезд (бесплатный билет или со скидкой) в пригородном транспорте региональным льготникам: пенсионерам, ветеранам тыла, ветеранам труда, малоимущим и т. д.

Анне Михайловне Кузнецовой 70 лет. Она живёт в карельской деревушке Гавриловка и не видела детей и внуков уже 3 месяца: «Отменили прицепные вагоны от Петрозаводска - и как отрезало». Без сообщения со столицей региона остались десятки деревень и посёлков. Причина отмены банальна - пассажирские перевозки нерентабельны. Зато возросли объёмы грузовых - из глубинки вывозят лес, щебень, целлюлозу. Только не людей. На них ведь не заработаешь.

   
   

Жертвой нерентабельности стал и поезд от г. Ясный Оренбургской области до Оренбурга. Сейчас ездят только частные «Газели» за 600 руб. в один конец. На них едут беременные, пожилые, студенты. Без всяких льгот, часто с детьми на руках.

Но это ещё что! А вот если вы живёте на острове, тогда вообще беда. 186 обитателей Талабских островов в Псковском озере знают об этом не понаслышке. К примеру, от острова Залит до «земли» (с. Толбица, где можно сесть на автобус) - 7 км. Раньше летал самолёт, а теперь МЧС поднимает в воздух вертолёт только в экстренных случаях. Что делать? А ничего. Потерпите: всего-то несколько месяцев и всего-то 186 человек...

Кто поможет?

В федеральном ведомстве, отвечающем, казалось бы, за всё транспортное обслуживание населения, - Министерстве транспорта - нам не смогли даже приблизительно сказать, сколько пригородных автобусов перевозит россиян.

Чиновникам также неизвестно, каково их техническое состояние, хватает ли того общественного транспорта, что есть, чтобы любой житель страны мог доехать хотя бы до соседнего населённого пункта. В Минтрансе РФ «АиФ» пояснили, что «за организацию транспортного обслуживания населения и создание условий для предоставления транспортных услуг гражданам отвечают органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления».

Перевозки в населённые пункты, находящиеся недалеко от региональных центров, финансируются из бюджетов субъектов, то есть по маршрутам ходят муниципальные автобусы. Но в казне районного уровня, тем более сельского, на эти цели денег точно нет. Повезло, если находится частник, согласный работать на маршруте райцентр - деревня. Власти тогда должны компенсировать проезд на таком транспорте для льготников. Только могут ли они? И какой адский бюрократический путь должен пройти ветеран или инвалид, чтобы добиться этой самой компенсации...

От редакции

Локальная, казалось бы, проблема сокращения или вообще отмены регулярного транспортного сообщения между населёнными пунктами вскрывает целый пласт сопутствующих. Например, когда мы обратились к властям Тугулымского района Сверд­ловской области с просьбой объяснить, почему отменены автобусы в десяток посёлков, нам ответили, что по закону рейсовый маршрут должен двигаться по автодорогам определённого качества, иначе создаётся угроза безопасности пассажиров. Нет дороги - нет автобуса. Даже по официальным данным, в России подъездных путей нет к 47 тысячам населённых пунктов!

Казалось бы, в эту оставленную государством брешь должны пролезть частники. Однако, как подсчитал для нас водитель маршрутки из Краснодарского края, чтобы заработать в месяц 30 тыс. руб. чистыми, он должен получить на руки от пассажиров 80 тыс. Из них только часть уходит на бензин и зап­части, остальное - на взятки. В благополучном регионе набрать эту сумму получается. А в дотационном? Ну не заработаешь на пенсионерах и студентах...

Сначала укрупняют сельские школы, потом не чинят дороги, затем отменяют автобусы. Мы хотим смерти российской провинции?

Материалы подготовили: Екатерина Донских, Индира Кодзасова, Сергей Хорошавин («АиФ-Карелия»), Елена Ширяева («АиФ-Псков»), Евгения Чернова («АиФ в Оренбуржье»)