Всемирная КАНАЛизация: как соединяли океаны в разных концах света

Коллаж: AIF.RU

Новая водная трасса соединит Мраморное море с Чёрным и сможет пропускать до 160 судов в день, в том числе крупные танкеры. Любопытно, что в минувшем, 2011 году о сооружении каналов-дублёров заявляли также Колумбия и Никарагуа: речь шла об альтернативах Панамскому каналу. «АиФ» предлагает взглянуть на карту мира, чтобы отыскать на ней наиболее важные рукотворные водные артерии.

   
   

КИЛЬСКИЙ канал

Протяжённость: 98,7 км.

Страна: Германия.

Что с чем соединяет: Балтийское и Северное моря.

Время строительства: Введён в эксплуатацию 20 июня 1895 г., строительство продолжалось 8 лет.

 

 

Примечания: Европейские мореплаватели давно мечтали об оптимальном маршруте из Северного моря в Балтику и обратно. Кильский канал сокращает этот путь на 900 км, пересекая южную часть полуострова Ютландия. Спустя сто лет после ввода в строй он остаётся самым судоходным в мире. В течение года по нему проходят более 37 тыс. судов.

ПАНАМСКИЙ канал

Протяжённость: 81,6 км.

Страна: Панама.

Что с чем соединяет: Панамский залив Тихого океана с Карибским морем и Атлантическим океаном.

Время строительства: С 1904 по 1913 г. Официальное открытие состоялось лишь 12 июня 1920 г.

 

 

Примечания: Эта стройка стала одной из крупнейших и сложнейших в истории человечества. Первая её попытка предпринята в 1879 г. инженером Фердинандом Лессепсом, под руководством которого был прорыт Суэцкий канал. Стоимость работ недооценили, к тому же не смогли справиться с болезнями, косившими работников, - малярией и жёлтой лихорадкой. Начался скандал, Лессепса обвинили в мошенничестве, и, в конце концов, он сошёл с ума. Построили канал США, которым надо было усилить влияние в регионе. Предварительно они снарядили большую экспедицию, которая вывела комаров - переносчиков болезней. Тем не менее из 70 тыс. строителей погибло 5,6 тыс.

   
   

СУЭЦКИЙ канал

Протяжённость: 163 км.

Страна: Египет.

Что с чем соединяет: Средиземное море с Красным, в более широком смысле - с Индийским океаном.

Время строительства: Началось 25 апреля 1859 г., открытие состоялось 17 ноября 1869 г.

 

 

Примечания: Канал позволяет проходить судам между Европой и Азией в обход Африки, что сокращает путь на 8 тыс. км. Эту трассу хотел проложить ещё Наполеон Бонапарт в конце XVIII в., но французские инженеры ошибочно подсчитали, что воды Красного моря находятся на 10 м выше уровня Средиземного моря, что не позволяло строить канал без шлюзов. На самом деле уровень воды одинаковый, а рельеф ровный, поэтому Суэцкий канал шлюзов не имеет. На его строительстве трудились от 20 до 40 тыс. человек. Сначала это были каторжники, потом условия труда улучшили и стали привлекать рабочую силу из Европы.

БЕЛОМОРСКО-БАЛТИЙСКИЙ канал

Протяжённость: 227 км.

Страна: Россия.

Что с чем соединяет: Белое море с Онежским озером.

Время строительства: Построен в рекордно короткий срок - с 1931 по 1933 г. Открыт 2 августа 1933 г.

 

 

Примечания: Это была первая в СССР полностью лагерная стройка. На ней были заняты в основном заключённые ГУЛАГа - 100-120 тыс. человек. Каждый из них именовался «заключённый каналоармеец», сокращённо - «з/к». От этой аббревиатуры и произошло жаргонное слово «зэк». По разным данным, на строительстве погибло от 50 до 200 тыс. человек. Особенностью стройки стал отказ от использования техники: всё делалось вручную, порой даже без инструментов.

ВЕЛИКИЙ канал КИТАЯ

Протяжённость: 1782 км.

Страна: КНР.

Что с чем соединяет: Реки Хуанхэ и Янцзы.

Время строительства: Этот канал сооружали на протяжении двух тысячелетий - с VI в. до н. э. до XIII в. н. э.

 

 

Примечания: Древнейшее гидротехническое сооружение мира. Соединяет крупные порты Китая - Шанхай и Тяньцзинь. По Великому каналу перевозят уголь, зерно, лес, хлопок. Канал включает в себя и естественные водные пути - реки и озёра Китая. Но глубина его фарватера - всего 2-3 м.

ВОЛГО-ДОНСКОЙ канал

Протяжённость: 101 км.

Страна: Россия.

Что с чем соединяет: Реки Волгу и Дон.

Время строительства: Земельные работы начались в феврале 1948 г. Открытие состоялось 31 мая 1952 г.

 

 

Примечания: В строительстве участвовали вольнонаёмные рабочие (700 тыс.), пленные немцы (около 100 тыс.) и советские заключённые (свыше 100 тыс.). Канал стал важным звеном Единой глубоководной транспортной системы европейской части СССР, а затем и России: Чёрное и Азовское моря соединились с Каспийским, Балтийским и Белым.

Смотрите также: