Лица во власти обновляются не только по итогам «больших» выборов. «Круговорот» управленцев - чиновников и менеджеров разного калибра - идёт постоянно. Один из главных вузов страны, где учат управлять, - Государственный университет управления (ГУУ). О том, как много зависит от руководителей и тех, кто приводит в движение управленческий аппарат, мы поговорили с ректором ГУУ Виктором Козбаненко.
«АиФ»: - Виктор Анатольевич, выпускники университета уже готовые управленцы? Они сразу могут возглавить коллектив?
В.К.: - Из нашего университета выходят профессиональные управленцы. Хотя я не утверждаю, что они с ходу могут стать министрами или руководителями компаний. Это долгий процесс постоянного приобретения новых знаний и опыта. Дальше всё зависит от их личных качеств, целеустремлённости, желания.
Не боги
«АиФ»: - В советское время специалист постепенно «рос» в одной организации или сфере. А теперь, получается, «профессиональным управленцам» всё равно, чем руководить: газетой, банком или органом власти?
В.К.: - Да, такое встречается. Люди есть люди, и управленцы - не боги. Впрочем, их решения предопределяют успех дела, а профессионально управлять можно только в той сфере, в которой ты компетентен. Но и это не всё. Важнее, как проявляется личность, что скорее зависит от культуры, воспитания, мировоззрения конкретного человека, приходящего на управленческую должность.
«АиФ»: - Или от того, что мы всё чаще перенимаем чужие «лекала» в образовании и управлении, которые не ложатся на наш менталитет?
Досье | |
---|---|
Виктор Козбаненко родился в 1966 г., окончил Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта, Высшую комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ. Являлся доцентом кафедры госуправления ГУУ, докторант ГУУ, профессор МГИМО. Работал советником Управления Президента РФ по вопросам госслужбы, директором департамента Минздравсоцразвития России. Доктор юридических наук, профессор, лауреат Премии Правительства РФ в области образования. |
В.К.: - Некоторых дисциплин и знаний в принципе не было 20-30 лет назад. Мы перенимаем опыт и западные образовательные технологии, но делаем это осознанно, с учётом российских традиций. Мир стремительно меняется, инженерные технологии обновляются непрерывно. В образовании сегодня появилась проблема - знания устаревают уже с момента передачи их в аудитории. И дело здесь не в менталитете. Мы действительно ушли от советской схемы: отучился, получил работу по специальности на заводе и сидишь там всю жизнь. Сегодня на первом месте - профессиональная мобильность, разностороннее образование, постоянное получение дополнительных знаний. Но люди чаще склонны проявлять себя всё-таки в одной или в смежных сферах. Современный управленец обладает базой знаний о планировании и организации рабочих процессов, управлении финансами, руководстве коллективом.
Для таких специалистов уже стало нормой знание иностранного языка, компьютера. С управленческой «доводкой» мы готовим специалистов и в других областях: юриспруденции, финансах, информационных технологиях, социальных коммуникациях и т. д.
«АиФ»: - Обучение по какой профессии пользуется наибольшим спросом?
В.К.: - Наиболее востребовано гос- и муниципальное управление. Кроме того, актуально развитие инженерно-управленческой подготовки. Чтобы организовать производство, сегодня нужны люди, которые разбираются и в станках, и в управлении предприятием. У работодателей большой интерес к специалистам, прошедшим магистерские программы по профилям управления в энергетике, промышленности, строительном бизнесе, на транспорте и др.
Популярны программы подготовки управленцев для СМИ, спорта и шоу-бизнеса: мало иметь талант, нужно, чтобы его кто-то «раскручивал». Мастер-классы у нас ведут представители звёздных спортивных клубов, известные режиссёры, руководители СМИ. Такие люди с практическим опытом должны дополнять наших профессоров. При этом настоящий профессор университета - это авторский учебник, авторский подход к обучению, научная школа и круг учеников, лекции, на которые ходят именно слушать, а не присутствовать. Мы планируем многое осовременить в ГУУ, расширить возможности дополнительного профессионального образования, в том числе с помощью дистанционных технологий.
Воры - не все
«АиФ»: - Почему самый большой конкурс именно на «госуправление»? Надежды на «хлебную» службу?
В.К.: - Скажу так: у неокрепших умов бывает превратное впечатление о притягательности госслужбы - из телевизора, из баек знакомых. Но у нас много преподавателей, которые сами работают в органах власти, студенты там проходят практику и скоро понимают - это тяжелейший будничный труд, сложная и ответственная работа. Не все там воры и взяточники.
«АиФ»: - Если не воры, значит, дураки? Чем объяснить, что асфальт среди зимы кладут в снег, что втридорога покупают ненужное оборудование, что принимают «красивые», но неисполнимые решения?
В.К.: - По опыту своего общения с госслужащими могу сказать: большинство - достойные, образованные люди с хорошим кругозором. Впрочем, Теодор Рузвельт как-то сказал, что, будучи неграмотным, можно что-то украсть из товарного вагона, а если у тебя есть высшее образование - можно украсть всю железную дорогу. С другой стороны, если даже достойный руководитель какого-либо ведомства начинает набирать в команду не профессионалов, а родственников, бывших сослуживцев, земляков, соседей или друзей... Они будут смотреть в рот преданными глазами, но от них невозможно получить верную информацию для принятия решений. Эта среда хороша лишь для коррупции.
Соблазнов на госслужбе, конечно, по-прежнему много. Но отношение к проблеме в обществе заметно меняется. Кроме того, приняты законы, по которым уже сейчас чиновникам гораздо больше «нельзя», чем «можно».
Смотрите также:
- Эксперты: в России образование не имеет ничего общего с рынком труда →
- Ректор МАМИ о будущем своих выпускников и российском автопроме →
- В 2010-м Россия откажется от ЕГЭ? →