Вячеслав Костиков. У кого чешется «гондурас»?

Виктор Степанович Черномырдин остался в памяти россиян не только как политик-тяжеловес, но и как мастер незабываемых каламбуров. Многие из них навсегда вошли в фольклор.

   
   

«Хотели как лучше, а получилось как всегда». Или: «У кого чешется - чешите в другом месте». Последняя шутка породила известный анекдот из серии «про Чапаева». Молва тоже приписывает его Черномырдину.

- Тревожит меня, Петька, Гондурас, - вздыхает Чапай.

- А ты его, Василь Ваныч, не чеши…

В народном юморе далёкий и малоизвестный Гондурас стал с подачи Виктора Степановича понятием собирательным. «Гондурас» - это некая заграница, которая тревожит и одновременно смешит наши души.

Не смешно...

Вместе с тем история с «гондурасом» имеет давние и совсем не смешные корни. Речь идёт о нашем (часто болезненно повышенном) внимании к загранице. Согласитесь, нас до сих пор очень волнует, как и что говорит о нас заграница. Как мы смотримся на её фоне? Чем мы можем ей помочь? Или как она пытается свернуть нас с нашего особого пути и сломать нашу русскую стать?

   
   

Разговоры о том, у кого и как чешется «гондурас», родились не сегодня. «Гондурас», можно сказать, у нас в крови, в революционных генах Октября. Повышенная международная возбудимость, обидчивость, стремление по каждому поводу дать «отлуп» гнусным проискам «мировой закулисы» восходят к истокам советской мифологии. К тем временам, когда после неожиданной и блистательной победы Октябрьской революции нашей коммунистической элите вдруг почудилось, что она стала вершительницей мировых судеб и центром мироздания.

Вспомним, как в 1918 г., несмотря на разруху в собственной стране, советское правительство транжирило золотой запас на поддержку рабочей революции в Германии. Вспомним, как во время страшного голода 1920-х гг. в Поволжье «кремлёвские мечтатели» продавали золотой запас и изъятые у Церкви ценности для финансирования созданного Лениным Коммунистического Интернационала, оставляя без хлеба голодающих крестьян Поволжья. Страницы советских газет в течение десятилетий пестрели репортажами о «классовых битвах», о «пролетарской солидарности», о скором крахе капитализма...

Сталин, даже когда расстрелял бывших вождей Коминтерна Зиновьева и Бухарина и прикрыл (в 1943 г.) сам Коминтерн, продолжал сред­ствами пропаганды внушать советскому народу веру в победное шествие коммунизма. Цель пропаганды была проста: песнями «вихри враждебные веют над нами» отвлечь жившее впроголодь население романтикой мировой революции. Заменить хлеб, мясо и дефицитный ситчик мечтой об «алых парусах»...

Люди старшего поколения хорошо помнят, с какой щедростью и в последующие десятилетия СССР оказывал «братскую помощь» народам Азии, Африки и Латинской Америки в их борьбе против английского колониализма и американского империализма. Как мы сочувствовали Лумумбе, как ненавидели Чомбе. И как щедро советские вожди снабжали оружием «прогрессивные арабские режимы», как радовались, когда они поднимали свой «голос протеста» против «международного сионизма» и их «покровителей из Вашингтона».

Ну а когда на горизонте замаячила революционная Куба с бородатым команданте и героическим Че Геварой во главе, восторгам и надеждам Кремля не было предела. У Хрущёва так зачесался политический «гондурас», так ему захотелось показать Вашингтону советскую «кузькину мать», что он завёз на Кубу (понятно, для защиты революции) советские ракеты. По сути дела, поставил на грань ядерной войны соб­ственный народ.

Протрезвели?

После распада обнищавшего СССР и власть, и народ, похоже, протрезвели. О мировой революции ни гу-гу. Из экспертов по разжиганию мирового пожара наши политики превратились в скромных учеников (часто в двоечников) на курсах построения капитализма. Новых революций наша власть теперь и сама боится как огня. Впрочем, читатели старшего поколения время от времени спрашивают: почему в газетах мало пишут о мировой политике, почему помалкивают о Кубе, Никарагуа? Отчего не слышно о коммунистах Франции и Италии? И куда, чёрт возьми, подевались блистательные Арбатовы, Зорины, Боровики, которые так соблазнительно вещали нам о кризисе капитализма, о загнивании европейской морали и кознях Ватикана? Время от времени новые партийные соловьи напоминают нам о «вашингтонском обкоме», о «происках НАТО», о страстной мечте банкиров с Уолл-стрит овладеть нашими лесами, нефтью, недрами Сибири. Но всё как-то вяло. Без надрыва, без слезы. И это - хорошо.

Хорошо потому, что у поумневших россиян всё реже чешется чапаевский «гондурас» и всё больше болит душа о том, как идут дела в Пензе, Туле или Саратове. И всё чаще они выходят на улицы не для того, чтобы защитить Кубу, Никарагуа или плюнуть в сторону Вашингтона, а для того, чтобы заявить о своём праве на свободу, на чест­ные выборы, на собственный голос. Мы начинаем понимать, что наши свобода и достоинство защищаются не в джунглях Латинской Америки и не в горах Афганистана, а здесь и сейчас. В Питере и в Москве. На Болотной площади и на проспекте Сахарова. А старый «гондурас» пусть чешут те, кому за это платят. Или по должности…

Ваше мнение

Дорогие читатели, предлагаем вашему вниманию результаты SMS-голосования (см. № 51).

934 чел. связывают свою судьбу и судьбу своих детей только с Россией (лишь 86 чел. готовы уехать из страны).

В светлое будущее российской деревни верят 742 чел. При этом 308 чел. считают, что процесс её гибели необратим.

Смотрите также: