Минувшим днем суд Халатонской области Таджикистана выпустил на свободу Владимира Садовничего и Алексея Руденко – пилотов самолетов Ан-72, приговоренных восьмого ноября к 8,5 годам лишения свободы за незаконное пересечение границы и контрабанду. Борьба российских властей за пилотов, один из которых был гражданином РФ, а другой – подданным Эстонии, завершилась успешно. Тем не менее, точка в этом деле так и не поставлена. Конфискованные самолеты остались у Таджикистана, да и сам суд не оправдал летчиков, а лишь сократил им срок заключения, который они уже отсидели. Кроме того, теперь не ясно, как будут развиваться отношения между Москвой и Душанбе, накалившиеся в последние две недели до предела.
Как пишет сегодня газета «Коммерсант» со ссылкой на высокопоставленный источник, оказалось, что президент Медведев долгое время вообще был не в курсе ситуации с пилотами. О ней он узнал не от своих подчиненных, а из прессы спустя много месяцев после их ареста. Поэтому теперь ожидается, что будет проведен серьезный разбор полетов и все ответственные за это дело лица будут наказаны.
В МИД РФ говорят, что надеялись, что Таджикистан дело до суда не доведет и выпустит летчиков. Но в Душанбе «уперлись рогом», - заявил один из дипломатов. По его мнению, сам процесс мог быть местью за приговор Рустаму Хукумову - сыну главы ГУП «Таджикская железная дорога» и родственнику президента Эмомали Рахмона Амонулло Хукумову, осужденному в России за торговлю наркотиками.
В то же время во внешнеполитическом ведомстве отметили, что никаких особых мер для освобождения пилотов они не предпринимали. «Лишь нажали на пару рычагов, незримых для широкой публики» - среди них «предметный разговор» с руководством Таджикистана. По словам сотрудника МИД, кампания по задержанию и выдворению таджикских гастарбайтеров имела «лишь вспомогательный эффект».
Тем временем Владимир Садовничий, освобожденный накануне, уже успел дать интервью журналистам ряда изданий, в которых поделился подробностями своего задержания.
По его словам, в тюрьму он и Руденко попали не сразу после задержания, а только спустя 45 дней. До этого их держали в гостинице под домашним арестом, не предъявляя никаких обвинений.
- Выставили охрану и забрали паспорта. Зачем? С нами на завтрак ходили, с оружием, пистолетами. Вот какого черта нас держали? Говорили, для нашей безопасности. При этом все время увещевали: Не поднимайте шум, не обращайтесь в посольство, в прессу, - рассказал он.
Садовничий сообщил, что первоначально они с Руденко действительно шума решили не поднимать, надеясь, что все благополучно разрешится. Но вскоре им стало ясно, что их не выпустят.
- Мы связались с родителями, двух техников отправили домой, через неделю у моего бортмеханика на нервной почве язва открывается, его тоже отправили. В итоге и у нас терпение лопнуло, мы собрали вещи и решили отправиться в Душанбе, предупредив местных силовиков, что приедем к президентскому дворцу и объявим сидячую забастовку.
На следующий день их арестовали, предъявив обвинения в нарушении ст. 218 («Нарушение правил международных полетов»), ст. 289 («Контрабанда») и ст. 335 («Незаконное пересечение государственной границы») УК Республики Таджикистан. Следующие полгода они провели в СИЗО.
- Начальник тюрьмы к нам относился очень хорошо. Следственный изолятор не отель, но не было никаких притеснений. Сотрудники даже подчеркивали, что мы - гости. Само нахождение в камере очень тяжело морально, но условия неплохие были. В Таджикистане есть практика - передачи носят каждый день, поэтому питались мы по-домашнему. Наш адвокат носил еду, а потом и местные жители стали носить, как узнали про нас из СМИ, - сообщил пилот Lifenews.ru.
Тем не менее, из-за пребывания в тюрьме «у Алексея на нервной почве начало шалить сердце. Оно иногда просто переставало биться, мы забили тревогу, руководству изолятора пришлось вызвать кардиолога. За время пребывания в тюрьме я тоже немного приболел - простудился. Но нас обеспечили необходимыми медикаментами. Сейчас мы с Лешей чувствуем себя хорошо», - признался он.
Смотрите также:
- Надежда на выход. В Красноярске ждут освобождения Толоконниковой →
- Таджикский пленник назвал того, кто ответит за его заключение →
- Тюрьма или ломает людей, или превращает их в борцов →