Ведущий Александр Вильсон начал с письма старшеклассника: «Страшно, что получу неинтересную профессию и придётся по ней всю жизнь работать». Так как подойти к выбору вуза тому, кто не определился?
Где учиться?
Игорь Фёдоров, ректор Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана; https://www.bmstu.ru:
- В 1992 г. начали искать способных школьников из Москвы и Подмосковья и учредили программу «Шаг в будущее», а сейчас в ней участвуют 80 регионов России. 697 победителей региональных конкурсов приехали к нам в Бауманский университет. Это наш готовый контингент: ребята проводили разработки, занимались инженерными созидательными вопросами… Нужна развитая система довузовской профориентации!
Владимир Зернов, ректор Российского нового университета; https://www.rosnou.ru:
- Нет разницы, государственный вуз или нет. Главное, чтобы он давал качественное образование. Учёба должна быть интересной, но не лёгкой. Выбирайте вуз, у которого нормальные экзамены. Я не знаю ни одного выпускника Бауманки, Физтеха или научного факультета МГУ, который бы на Западе не был успешным в своей специальности.
Михаил Шагалов, проректор по учебно-методической работе Московской финансово-юридической академии; https://www.mfua.ru:
- В ту же Сорбонну принимаются все желающие, но потом, в конце первого года, остаётся половина. Мы не можем, ужесточая входной контроль, ограничивать право получения высшего образования… Обратите внимание на процент неудовлетворительных оценок на госэкзаменах. Это показатель объективности преподавательского состава. Сегодня нам навязывают дистанционные технологии, а мы превращаемся в ремесленников. Я не хочу, чтобы моя внучка научилась алфавиту с экрана телевизора.
Михаил Иоффе, ректор Института экономики и финансов «Синергия»; https://www.sinerghia.ru:
- Каждый инженер, юрист должен знать экономику. В области бизнес- и экономических специальностей я бы выбрал негосударственный вуз. Стоимость обучения должна быть не ниже, чем в брендовых институтах страны. Но обязательно подкреплённая инновационными продуктами. Наши преподаватели более мотивированны, чем в государственных вузах, и мы можем выбирать лучших.
«Синергия» предоставляет бизнес-образование полного цикла: первое и второе высшее, магистратура, МВА, программы переподготовки.
В наши программы интегрированы зарубежные. Скажем, Бакалавр Маркетинг Менеджмент с Newcastle Business School (Университет Нортумбрии, Великобритания) - 3 года обучения в России с углублённым изучением английского языка, один год - в Великобритании. Программа согласована, утверждена учёными советами двух вузов.
Марина Волынкина, ректор Института гуманитарного образования; https://www.igumo.ru:
- Определить уровень потенциальных способностей можно с помощью профессионального тестирования в центрах планирования карьеры. В ИГУМО создан такой центр, который при поддержке научно-методического центра Департамента образования ВАО Москвы проводит проф-ориентационные исследования школьников.
В ИГУМО, например, ежегодно проходят посвящение в студенты, новогодняя дискотека, КВН, «Что? Где? Когда?», соревнования по боулингу, плаванию. Причём результаты спортивных мероприятий засчитываются команде, только если вместе со студентами плывут преподаватели с каждого факультета! Ребята будут активны в учебном процессе, когда и наука, и учёба, и студенческая жизнь организованы на высоком профессиональном уровне.
Александр Миронов, ректор Академии безопасности и права; https://www.acsec.ru:
- Самая острая проблема - неравноправное отношение к государственным вузам и негосударственным со стороны властей и Министерства образования.
Вузам выдаётся лицензия на основании тех программ и учебных планов, которые регламентирует Государственный образовательный стандарт. Отсюда получается, что вуз в течение пяти лет не имеет права выдавать дипломы государственного образца, хотя в принципе вся материально-техническая и методическая база соответствует гособразовательным стандартам. Это не очень равноправно.
На кого учиться?
- В 2000 г. среди перспективных называли дипломы экономических, технических вузов, специалистов в области логистики, маркетинга и PR-технологий. Это оправдалось или нет?
Игорь Фёдоров:
- Во многом оправдалось, но добавилось несколько новых направлений - экология, нанотехнологии, инженеры по телекоммуникационному оборудованию, химики, пищевики и инженеры-строители. Промышленность возрождается, я бы сюда добавил энергетику, - тогда это не считалось приоритетным направлением.
Владимир Зернов:
- С фундаментальным образованием вы станете инновационным менеджером, сможете руководить сложными процессами, будете идти по карьерной лестнице как танки.
- А что будет актуально через 7-10 лет?
Алла Михайлова, директор Центра развития карьеры и трудоустройства «МИРБИС»; https://www.mirbis.ru:
- Возможно, изменится лишь узкая специализация. Среди экономистов - финансисты, финансовые аналитики, специалисты по инвестициям. Сектор IT, PR, маркетинг. Очень востребованы логистики, и слишком мало вузов, которые их готовят.
Игорь Фёдоров:
- Всё, что связано с высокими технологиями: авиастроение, космос, нанотехнологии, микроэлектроника, медицинская техника.
Хорошая работа с хорошей зарплатой
- Как у вас решается проблема трудоустройства?
Игорь Фёдоров:
- У нас всегда полное трудоустройство. Мы проводим ярмарку вакансий, на последней были представлены 140 предприятий, её посетили 3000 наших студентов с третьего и четвёртого курсов. Пятый и шестой - уже работают. Обычно нашим студентам сразу дают зарплату от 30 000 руб.
Владимир Зернов:
- Отрасль IT сейчас укомплектована процентов на 15. Спрос огромный: под Дубной строится гигантский техно-парк. Наши студенты, которые возвращаются со стажировок из Индии и США, меньше, чем на 2,5 -3 тысячи долларов не рассчитывают.
Михаил Шагалов:
- Ректоры государственных вузов по праву гордятся тем, что их выпускники буквально с первых курсов работают. Они востребованы. Тогда когда же они слушают лекции прославленных профессоров? Эти большие знания, которые они потом с успехом будут продавать, когда они их получают, если они работают все поголовно? В советские времена студенты получали приличную стипендию...
Илья Демидов: На что смотреть абитуриенту, когда он выбирает вуз?
Где и кем вы хотите работать? В Интернете много сайтов, где описано, что нужно работодателю.
Важны гослицензия и госаккредитация. Лицензия - значит, у вуза есть условия для ведения образовательной деятельности. Аккредитация - значит, вуз инновационный. Ведёт ли он новые образовательные программы, как часто их открывает? У нас за последние 2 года появилось много программ корпоративного управления, управления проектами, управления международным бизнесом по странам, - например, специализация по Китаю.
В вузе должны быть отраслевые преподаватели практики. Сколько их? Обычно об этом охотно рассказывают на «Дне открытых дверей».
Есть ли у вуза международные признание и аккредитация? Это возможность ездить по обменам, стажировкам, программам «двойного диплома».
Поддерживают ли вуз российские компании, отрасли? У нас, например, есть магистерская программа управления проектами в партнёрстве с одной из ведущих компаний в этой области.
Есть ли возможность пройти профессиональную сертификацию - квалификационный экзамен, европейский, международный? Работодателю это очень важно!
Интересуют ли выпускники вуза работодателей? Сколько студентов устраиваются по специальности? Они сами охотно делятся информацией о вузе, особенно в Интернете.
Свою историю Государственный Университет Управления ведет с 1919 года, в то время он назывался Промышленно-экономическим институтом. В 1975 году Государственный университет управления первым среди вузов страны начал подготовку специалистов по управлению производством.
На сегодняшний день ВУЗ предоставляет возможность обучения по 23 специальностям и 52 специализациям, в основном управленческим. Университет реализует 14 программ МВА, в т.ч. одну программу для высшего менеджмента - Executive МВА; программы дополнительного образования и переподготовки кадров. Три программы МВА реализуются совместно с зарубежными университетами. Помимо учебной работы со студентами университет осуществляет научно-исследовательскую, инновационную и учебно-методическую деятельность. Государственный университет управления возглавляет Учебно-методическое объединение, в которое входят 514 вузов страны, готовящих управленческие кадры.
В настоящее время Университет является крупнейшим экономическим вузом страны, в котором на всех факультетах и курсах обучаются свыше 18000 студентов, ведется подготовка аспирантов по различным научным специальностям, реализуются многочисленные обучающие программы переподготовки и повышения квалификации кадров.
В состав университета входят более двадцати институтов и факультетов. Ежегодно в вузе проходят переподготовку и повышают квалификацию свыше 1500 специалистов и руководителей предприятий и организаций, а всего за 40 лет развития различных форм дополнительного профессионального образования в университете повысили квалификацию более 80000 специалистов и преподавателей высших учебных заведений.
109542, Москва, Рязанский проспект, 99
Факс: 371-89-14
Тел: 371-13-22, 660-93-54, 371-98-33
Приемная комиссия: -очная и очно-заочная (вечерняя) формы обучения: 371-57-66
-заочная форма обучения: 371-71-00, 377-88-38
e-mail: inf@guu.ru
www: https://www.guu.ru/
УЧАСТНИКИ КРУГЛОГО СТОЛА
И. Б. Фёдоров, ректор Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана; https://www.bmstu.ru
А. Н. Волохов, замначальника Управления МГТУ имени Н. Э. Баумана; https://www.bmstu.ru;
И. Ф. Демидов, декан факультета подготовки магистров Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС»; https://www.mirbis.ru
В. М. Дозорцева, ответственный секретарь приёмной комиссии «МИРБИС»; https://www.mirbis.ru
А. Е. Михайлова, директор Центра развития карьеры и трудоустройства «МИРБИС»; https://www.mirbis.ru
М. Р. Шагалов, проректор по учебно-методической работе Московской финансово-юридической академии; https://www.mfua.ru
А. Ф. Миронов, ректор Академии безопасности и права; https://www.acsec.ru
В. А. Зернов, ректор Российского нового университета; https://www.rosnou.ru
М. В. Волынкина, ректор Института гуманитарного образования; https://www.igumo.ru
М. Я. Иоффе, ректор Института экономики и финансов «Синергия»; https://www.sinerghia.ru
И. Б. Стукалова, проректор по учебно-методической работе, координатор программ высшего профессионального образования, доктор экономических наук, профессор Института экономики и финансов «Синергия»; https://www.sinerghia.ru
Г. Б. Мирзоев, президент Гильдии российских адвокатов, профессор, доктор юридических наук, ректор Российской академии адвокатуры; https://www.raa.ru
А. Л. Вильсон, профессор, доктор педагогических наук, президент Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов РФ; https://www.asnoor.ru