В чём причины зноя и как с ним бороться?

   
   

Есть ли основания утверждать, что глобальное потепление становится реальностью? Какой погоды ожидать новой, расширенной Москве? Об этом рассуждают эксперты «АиФ».

Теплеет или холодает?

Сам термин «потепление» вызывает споры среди специалистов. Да, за последние 100 лет среднегодовая температура на планете увеличилась на 0,74 градуса. Причём из них на 0,5 за последние 30 лет. Выходит, потепление ускоряется?

Игорь Мохов, директор Института физики атмосферы РАН, член-корреспондент РАН, отмечает отличие нынешнего потепления и предыдущего, наблюдавшегося в 1930-1940-х гг.: то объяснялось циклами солнечной и вулканической активности. Нынешнее, идущее с середины 1970-х гг., поставить в зависимость от чисто природных факторов не удаётся - видимо, именно влиянием деятельности людей объясняется рост температуры. И к концу XXI в. глобальная температура, возможно, возрастёт на 3 градуса.

Саломон Крооненберг, профессор геологии Делфтского технического университета и почётный профессор МГУ, отстаивает противоположную точку зрения: с 1940 по 1975 г. температура на планете уменьшалась, а выбросы углекислого газа отнюдь не снижались - наоборот, росли точно так же, как сейчас. Значит, не стоит преувеличивать роль цивилизации в климате Земли. Мы бьём тревогу оттого, что уровень Мирового океана вырос за 100 лет на 17 см. Но в V в. до н. э. эта скорость была в 24 раза больше - 4 м за столетие. И ничего, мирового потопа не случилось. Рост количества  углекислоты в атмосфере, по мысли учёного, не причина, а следствие роста температуры. За сегодняшним едва заметным потеплением следует медленное, растянутое на 100 тысяч лет похолодание. И потому не стоит спекулировать понятием «потепление» - это не более чем временный скачок при общей противоположной тенденции.

Москве растесали форточку

Происходящие изменения в площади и облике Москвы - результат в том числе и массовой прошлогодней паники, когда задымлённый мегаполис задыхался из-за горящих в области торфяников. Так считает Антон Кульбачевский, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы. Столица переживала стихию так тяжело ещё и потому, что в ней нарушен природный слой, обеспечивающий круговорот воды в природе. Его исказили закрытая асфальтом и зданиями земля, быстрые испарения воды. В том числе и по этой причине руководство города приняло решение о массовой замене асфальта на тротуарную плитку. Вода сквозь неё легко просачивается, восстанавливая нормальный уровень грунтовых вод. Прокладка уличных коммуникаций требует лишь частичной разборки плиточного покрытия, а не ежегодного ремонта, что только в пределах Садового кольца снизит вредные выбросы на 118 тонн в год.

Радиально-кольцевая структура Москвы приводит к перегреву городского центра: зимой температура здесь отличается от загородной на 12 градусов, летом - на 8. Более тёплый воздух в центре поднимается вверх, создавая воронку, втягивающую в себя загрязнённый автомобильными выхлопами воздух. Расширение территорий с выводом туда значительной части офисов повлечёт и отток огромной части людей: многие предпочитают жить как можно ближе к работе. Значит, несоразмерные городу потоки машин уйдут из центра, где воздух в 5-6 раз грязнее, очистив его атмосферу (сегодня именно автомобили на 90% загрязняют московский воздух).

Эти изменения с учётом снижения нынешней повышенной плотности населения в столице обещают на 30-40% улучшить климатическую ситуацию в Москве. Даже если население мегаполиса будет расти, в пропорции к увеличению площади этот рост не будет столь пагубным для городского климата.

   
   

На новых московских территориях не должно быть многоэтажных массивов. Оттянув на себя часть нагрузки из центра, новый юго-запад не должен повторить ту скученность, которая возникла в центре. Важное условие улучшения экологии - сохранение массивов зелени при строительстве на присоединённых территориях. Сегодня Москва - довольно неплохо озеленённый город. 17 тыс. га леса в черте МКАД - это, к примеру, гораздо лучший показатель, чем в Париже или Лондоне. Если приплюсовать сюда леса и перелески нового юго-запада, а также лесозащитный пояс, Москва может стать одной из самых зелёных столиц Европы.

Смотрите также: