Cпецифика отношений народа и власти в России такова, что испокон веков власть хочет, чтобы народ не только подчинялся ей, голосовал как надо, но и демонстрировал власти свою любовь.
Но для очередного выявления высочайшего градуса любви нужно, чтобы выборы прошли не просто гладко. Нужно, чтобы победа была с фанфарами, с барабанным боем. Нужно, чтобы они продемонстрировали непоколебимое единство партии и народа.
Но вот беда - с «непоколебимым единством» в последнее время дела обстоят не так карамельно, как хотелось бы. Аналитики говорят о том, что «Единая Россия» может и не набрать 50% голосов.
Дела, впрочем, не так плохи. В любой другой европейской стране результат «около 50%» партийные боссы сочли бы за успех. Победившая партия имела бы возможность формировать правительство, а в парламенте создавать коалицию, которая отражала бы интересы большинства.
Не так у нас. В России до сих пор господствуют большевистские представления о власти. У нас партия не приходит к власти, а захватывает её. И если уж захватывает, то надолго, желательно навсегда (то есть до новых потрясений и новой революции). Разделять власть с кем бы то ни было, даже с близкими по духу партиями, у нас никак не возможно.
У нас и лидер не просто лидер, а непременно вождь, вожак всего народа. Елбасы! Дуче! Или даже бери выше…
Разный народ
Только вот народ у нас стал другим. В России теперь вообще несколько народов. И у каждого из них своё представление о том, что хорошо, а что плохо. Для той части народа, которая растит детей для жительства в Лондоне, не так уж важно, есть ли для них место в детском садике. Благополучную часть россиян не смущает, что на каждого ребёнка там приходится теперь менее 2 м² площади - то есть примерно столько же, сколько на скромную могилку.
Элитарных детей воспитывают на дому вначале няни, а потом гувернёры со знанием английского языка. Для другого народа очередь в детские сады за последние годы выросла до 2 млн человек. Ребёнок из простой семьи быстрее станет членом «Единой России», чем получит место в саду.
У одной части народа средняя зарплата составляет более 80 тыс. рублей в месяц (как, например, у чиновников Минздравсоцразвития), а у большей части в десять раз меньше. Нетрудно догадаться, что за «партию власти» по своей воле будет голосовать эта меньшая, обласканная властью часть населения. Другая часть народа, возможно, и захотела бы проголосовать за кого-то другого, но тех других за ненадобностью извели как клопов.
Обласканная часть населения, живущая в особняках ближайшего Подмосковья, возможно, и не заметила, что за последние 10 лет плата за ЖКХ возросла в 10 раз, а цены на продовольствие и товары народного потребления подскочили на 250%. Чиновник, входящий в райскую группу и зарабатывающий по миллиону в месяц, тоже, конечно, может не заметить, как подскочили цены на гречку или бензин. Но люди, живущие по другую линию народного фронта, всё это очень замечают. И, наверное, им тоже хотелось бы проголосовать за какие-то новые лица.
Чей фронт?
Когда Владимир Путин объявил о создании всероссийского народного фронта, то первым, кто взлетел на плетень и громко прокричал о единодушной поддержке, был глава «независимых профсоюзов» Михаил Шмаков. Но из окна г-на Шмакова, похоже, не видны ни шахты, ни заброшенные деревни, а лишь асфальтированная часть России. И есть сомнения, что широкие массы трудящихся, у которых не хватает денег даже на 1 м2 жилой площади, кинутся голосовать вслед за своим профсоюзным вожаком. Им, возможно, тоже захотелось бы проголосовать за кандидатов какой-то другой партии. Но где такая партия?
В течение последних 10 лет ставка делалась на послушное и управляемое чиновничество. И неслучайно, что после олигархов именно чиновникам больше всего «свезло» и в смысле доходов (в том числе и от коррупции), и в смысле положения, соцобеспечения, льгот.
Но за последние годы именно чиновничество стало объектом острой неприязни со стороны населения. Рано или поздно тень этой неприязни должна была накрыть и партийную организацию чиновничества - «Единую Россию».
Сегодня это стало реальностью. Последний опрос «Левада-центра» свидетельствует о чувствительном падении престижа партии. Лишь 7% населения относится к её членам с уважением. 15% - с пониманием, а по сути с пониманием того, что люди вступают в партию (как некогда в КПСС) из карьерных соображений, а 31% вообще придерживаются мнения, что это «партия жуликов и воров».
Решение о создании единого фронта, за которым можно было бы спрятать эту реальность, неслучайно. Это, безусловно, вынужденный шаг. И общественность легко разгадала этот манёвр. Разгадают ли его избиратели, когда их подведут к урнам?
Власть в очередной раз рассчитывает на доверчивость народа. Он и в самом деле легко ведётся на уговоры. Особенно когда они исходят от популярных лидеров. Но у народа есть и своя хитринка. Когда его очень уж сильно агитируют, толкают в спину и покрикивают «давай, давай!», он шепчет, как тот юродивый из «Бориса Годунова»: «Богородица не велит».
Смотрите также:
- Вячеслав Костиков: Демократия на вынос. Или как она стала ненужной в России →
- Вячеслав Костиков: На кухнях россияне говорят о ценах и чиновниках →
- Вячеслав Костиков: Элитарные шкварочки →