Вот уже более двух десятилетий, несмотря на громкое шествие капитализма по России, раз в году, 9 Мая, все мы снова становимся советскими людьми.
От той, воспетой в песнях Страны Советов, не осталось почти ничего. И тем не менее утром 9 Мая мы ждём привычных сладостных впечатлений. Голоса диктора, который торжественно рассказывает нам, как по Красной площади идут колонны танков и как печатают перед Мавзолеем шаг гвардейские полки. Мы ждём, когда по гранитной брусчатке прогрохочут прославленные танки и проедут стерегущие Родину грозные ракеты. Потом, уже в самом конце парада, о давней Победе нам напомнит сводный военный оркестр. И нам, конечно же, покажут кадры старой хроники: с маршалом Жуковым на белом коне, с брошенными к подножию Мавзолея знамёнами поверженной Германии… И всеми нами, независимо от того, любим мы или проклинаем тов. Сталина, голосуем ли за Медведева, Путина или за Зюганова, станет и сладко, и больно на душе. Сладко потому, что мы всё-таки победили. А больно потому, что Победа досталась слишком большой ценой. Больно ещё и потому, что родители наши да и мы сами живём много хуже, чем побеждённые нами немцы.
Спасибо деду
Настоящих ветеранов осталось совсем немного. Скоро их не останется вовсе. Социологические опросы показывают, что молодёжь воспринимает войну по-иному, чем их родители и деды. Ушли и уходят из памяти детали: названия великих битв, имена прославленных маршалов и героев, направления «десяти сталинских ударов», даты кровопролитных сражений. И тем не менее именно в этот день жители городов, независимо от возраста, благосостояния или партийных предпочтений, высыпают на улицы городов, а молодые люди раздают прохожим гвардейские ленточки и пишут на стёклах своих импортных авто: «Спасибо деду за Победу».
9 Мая - это, пожалуй, единственный день, когда мы, россияне, чувствуем себя единой нацией, единым народом. Чувствуем себя советскими людьми. Но что такое советский человек? Согласно социологическим опросам, большинство из ныне живущих в России не хотели бы снова оказаться в СССР и снова стать участниками «социалистического строительства».
От желания вернуться в «светлое прошлое» нас отталкивают жуткие данные о той цене, которую платил народ за «победное шествие коммунизма», за помощь народам Азии, Африки и Латинской Америки, за «торжество социализма» в странах Восточной Европы.
В «советском человеке» живут страхи о бесконечных чистках, процессах, ночных арестах. Даже сегодня, двадцать лет спустя после отмены цензуры, открываются сведения о новых тайных захоронениях. Мы узнаём из архивов о том, как колхозников ссылали в Сибирь за то, что они не выработали установленную норму трудодней. О том, что за владение теплицей или за разведение кроликов можно было угодить в ссылку. Старшее поколение хорошо помнит, как колхозникам урезали приусадебные участки и отбирали скотину, чтобы селяне, не дай бог, не заработали лишнего. А ветераны, прошедшие 9 Мая по Красной площади, наверное, слышали о том, как их менее удачливых однополчан, потерявших в боях кто руку, кто ногу и вынужденных нищенствовать, принудительно выселяли из городов, чтобы они не портили своими культями лица социалистической столицы. А таких «нищенствующих инвалидов» по стране после войны насчитывалось около 100 000.
Паразитирующий народ
Советская власть продолжала преследовать «тунеядцев» и «паразитов» и после смерти Сталина. Особую настырность проявил будущий борец с культом личности Никита Хрущёв. Накануне очередного Дня Победы 1961 года по его инициативе был принят указ по борьбе с паразитирующим народом. Согласно указу, граждане, «...извлекающие нетрудовые доходы от эксплуатации земельных участков, автомашин, жилой площади… подвергаются... выселению в специально отведённые местности на срок от двух до пяти лет с конфискацией имущества, нажитого нетрудовым путём…» Охота была развёрнута по всей стране. К ней были привлечены партийные и комсомольские активисты, органы местной власти, милиция. За четыре года, пока действовал указ, было выявлено более 400 000 «паразитирующих» лиц. В 1965 году хрущёвский эксперимент по очистке советского народа был фактически отменён как не оправдавший себя. Он и не мог себя оправдать, поскольку работать при мизерной зарплате не хотела вся страна. Советский человек жил, руководствуясь принципом: «Они делают вид, что платят нам, а мы делаем вид, что работаем».
* * *
Всё это мы сегодня знаем. Поняли и то, что советская формула любви между властью и народом («делаем вид») сохранилась. И тем не менее время от времени - чаще всего во время праздников «со слезами на глазах» - нам хочется хотя бы ненадолго снова стать «советским человеком» и испытать советскую гордость. В чём секрет этого желания? Разве мы не смирились с тем, что Россия разделена на цветущий сад для очень и очень богатых и заросшее бурьяном народное поле? Разве мы не поняли, что люди из цветущего сада никак не насытятся и хотят отнять у живущих за их заборами людей и выход к реке и к рыбалке, хотят уплотнить детский садик, наварить на бензине, на лекарствах, обобрать учителей, врачей, замотать нас в техосмотрах? Но нам так хочется быть народом, иметь общую цель, видеть общее будущее, разделять общую судьбу! Что мы, наверное, опять будем голосовать не умом, не памятью, а «сердцем», голосовать «как надо» и по-детски радоваться тому, что власть хотя бы раз в году разгоняет над нами дождевые облака.
Смотрите также:
- Вячеслав Костиков. У кого чешется «гондурас»? →
- Вячеслав Костиков: В ожидании чуда →
- Кто наводит порчу на вождей? →