Вячеслав Костиков: Привет от Троекурова

   
   

Не знаю, сохранилась ли в новой учебной программе по литературе замечательная повесть А. С. Пушкина «Дубровский», но все, кто учился в советской школе, помнят, конечно же, и благородного дворянина Владимира Дубровского, и влюбившуюся в него Машеньку, и «отрицательного героя» - большого русского барина Троекурова.

Напомним: желая позабавиться, Троекуров имел обыкновение заталкивать в клетку с медведем кого-нибудь из мелкопоместных дворянишек. Все сносили унижение. Троекуровых давно уже нет. А вот «троекуровщина» - своевольное желание унизить человека - осталась.

В обезьяннике…

Унижение человеческого достоинства в России имеет множественные формы. Иногда экзотические («ярмарки миллионеров», например), но чаще всего отвратительные и по форме, и по содержанию. Разве не унижают достоинство роскошные дворцы новых богатых и высокопоставленных чиновников, тогда как 30% «простых людей» по нужде всё ещё выскакивают на мороз? Разве не унижают нас измывательства, которым подвергаются случайно попавшие в милицейский обезьянник граждане? А что, как не унижение, - практика сталкивать на обочину дороги (а нередко и в кювет) автомобилистов, если они оказались на пути кортежа с мигалками?

Россиян унижают в неправедных судах, при таможенном и пограничном контроле, унижают чиновники, гаишники, унижают бездорожьем и грязью на улицах, ужасным состоянием народного жилья. И конечно же, массовой бедностью, которая с детства убивает в человеке чувство гражданского достоинства.

Без достоинства

Причин такого положения много. Они и в истории русского бесправия, и в национальном характере, и, конечно же, в особенностях нынешней политической системы, в значительной мере унаследованной от СССР. Возьмём хотя бы серьёзные расхождения между текстом Конституции и её применением. Специалисты справедливо называют нынешнюю Конституцию одной из лучших в мире. Какой текст! Какие формулировки! Не хуже, чем во французской… Но когда выглядываешь в окно на улицу, где ОМОН разгоняет демонстрацию из десяти протестующих граждан, то возникают совсем другие чувства. Чувства бесправия и беззащитности перед махиной государства.

А между тем, в статье 21 Конституции РФ прямо говорится о том, что «достоинство личности охраняется государством». Статья есть, а практики сбережения достоинства не наблюдается. В новой России, в сущности, продолжается традиция СССР, где при «великой сталинской Конституции» десятки миллионов граждан были лишены всяких прав, а диссидентство считалось грехом пострашнее убийства или воровства.

Но положение о достоинстве человека не просто закреплено в лучших европейских конституциях, а является практикой взаимодействия граждан и государства. Особое место достоинство человека занимает в Конституции ФРГ: «Человеческое достоинство неприкосновенно. Уважать и защищать его - обязанность всякой государственной власти».

   
   

Немцы неслучайно уделили такое внимание достоинству личности. Это была попытка правового преодоления наследия фашистского государства. Государства, в котором «вертикаль власти» была всем, а человек - ничем. Статья о достоинстве человека в Конституции ФРГ - памятник миллионам жертв, которые не просто сгинули в фашистских застенках, но и подвергались при этом чудовищным унижениям.

Плохие уроки

Больно сознавать, но мы, россияне, из подобного же трагического опыта немецких уроков не извлекли. Тоталитаризм серьёзно потеснился, но он всё ещё остаётся (в форме авторитаризма) частью нашего политического сознания и устройства. И неудивительно, что для значительной части населения Сталин, поправший все мыслимые и немыслимые нормы политической и человеческой морали, остаётся героем № 1, «отцом отечества». А Ленин, призывавший безжалостно расстреливать православных священников, разрушать храмы и цинично называвший русскую интеллигенцию «говном», всё ещё лежит в Мавзолее на Красной площади.

Одним из иезуитских методов унижения граждан является враньё. Американский журнал New Scientist недавно опубликовал статью о сенсационном открытии. Оказывается, если человек часто врёт, его мозг приспосабливается ко лжи и детекторы уже не различают, говорит он правду или нет. Подобная опасность подстерегает и российское общество. Наши общественные «детекторы» стали плохо отличать правду от лжи.

К сожалению, высшее (и вроде бы просвещённое) чиновничество, рисуя народу картины социальных благодеяний, лишь способствует развитию тенденции. Министры, чиновники, депутаты, партийцы врут с каким-то вдохновением! Достаточно вспомнить насквозь фальшивые декларации о доходах. Интернет кипит от разоблачений - политических, коррупционных, моральных, а власть делает вид, что в стране идёт непрерывная божественная литургия.

Особенно плохо то, что в отношениях народа и власти всё чаще возникают ситуации, когда говорить правду и публично защищать собственное достоинство становится себе дороже. Вспомним гонения на правозащитников, дубинки на Триумфальной площади, вспомним и совсем недавние случаи: с врачом Хреновым, с сержантом милиции Чарухиным, с блоггером Навальным. Посмотрим, чем отзовётся для пресс-атташе Хамовнического суда Натальи Васильевой её заявление о том, что судья Данилкин не сам писал приговор по делу Ходорковского.

*   *   *

Недавно в Республике Алтай произошёл трагический случай. Умер младенец. Он отравился грудным молоком матери-алкоголички. Не получится ли так, что при дальнейшем увеличении дозы вранья от передозировки умрёт и наше младенческое общество? Не пора ли гарантам Конституции и стабильности не только говорить о пользе очистительной клизмы, но и начать вставлять её в нужное место? Адреса пациентов - в Интернете…

Смотрите также: