Речь о том, чтобы запретить рекламные конструкции на зданиях - памятниках истории и культуры. Но и реклама, находящаяся в положенном месте, зачастую сомнительна с этической точки зрения и вряд ли может выступать эталоном русского языка.
Депутат Михаил Москвин-Тарханов ратует за то, чтобы в пределах Садового кольца вообще запретили наружную рекламу, особенно огромные билборды и перетяжки, которые искажают силуэты улиц. «Из 10 тысяч зданий, находящихся в центре, 2 тысячи - памятники истории и культуры. Ещё 6 тысяч имеют ценный художественный образ - фасад, например. Лишь пятая часть (оставшиеся 2 тысячи) - малоценные строения. Центр города должен иметь свой облик. Но имеет ли смысл говорить о нём, бороться за него, если всё это завешено тряпками и рекламными щитами? Поэтому в центре реклама должна быть сведена к минимуму, а в заповедных зонах (Арбат, Замоскворечье) её нужно убрать».
Но и за пределами Садового кольца есть немало исторических территорий - усадьбы, храмы, природно-парковые зоны... В этих местах, по мнению законодателей, тоже необходимы ограничения в наружной рекламе. Но вот на что столичные власти повлиять не в силах, так это на содержание рекламных материалов. «Что касается информационного регулирования, здесь действуют федеральные нормы, - сетует Москвин-Тарханов. - На мой взгляд, реклама, содержащая искажения слов, а тем более провоцирующая, оскорбляющая нравственность, должна быть исключена. И если не удаётся сделать это законодательно, надо как-то налаживать контакт с рекламной индустрией, объяснять: ребята, если не хотите довести народ до исступления, ограничьте себя. А то вашу рекламу посдирают со всех мест». С советских времён мы привыкли к «силе печатного слова». Считаем - то, что написано на плакате или вывеске, является нормой - грамматической, лексической и т. д. «Поэтому искажения языка в слоганах и текстах наружной рекламы - опасная вещь. Они автоматически воспринимаются как норма и способны закрепиться в нашей лексике, - утверждает профессор МГУ им. Ломоносова, доктор филологических наук Ольга Кукушкина. - Ребёнок с 5 лет видит вывеску кафе «Япона мама», он не чувствует, что это оскорбительно, что это низкий разговорный стиль, и для него это выражение становится языковой нормой».
Особенно плохо, когда рекламщики играют на орфографических ошибках. Такая «игра» способна расшатать навыки правописания у школьников. Вот реальный пример (фото 1) - название геля обыгрывается в слове «по-быструму». Не удивляйтесь, если ваш ребёнок так и станет писать это наречие.
У вас угнали машину, и это хорасо? Подобные фонетические искажения (фото 2), по мнению лингвистов, не так вредны, как орфографические, но чего стоит сам информационный посыл, или, как теперь принято говорить, месседж! Хорошо, что у вас украли авто? Это что-то новенькое в человеческой системе ценностей.
Вообще реклама бесцеремонно вторгается в наше информационное пространство. Навязывает не к месту эротические аллюзии (фото 3) или философию вещизма. «Я как-то видела такую рекламу: «Если вещи ваши сны», - вспоминает Ольга Кукушкина. - Обыгрывается слово «вещий», имеется в виду, что вещи становятся нашими снами, а ведь сновидения - это нечто идеальное, связанное с грёзами, мечтами. А так выходит, что наши идеалы ограничиваются шмотками, которые нам снятся и которые мы можем купить в магазине. Разве это хорошо? Реклама меняет не только наш язык, но и систему ценностей, взгляд на мир».
Виктория КРАСНЫХ, психолингвист:
- Если раньше главным каналом, по которому мы получали информацию, было слово, то теперь всё больше места занимают визуальные образы. Люди стремятся к тому, чтобы получать информацию таким способом. Визуальная информация быстрее обрабатывается мозгом, чем устная, но это ведёт к тому, что мы начинаем лениться. Теряем навык усваивать обычный текст, ведь на него надо затрачивать интеллектуальные усилия. Кроме того, чтение учит критически воспринимать информацию, что очень важно, а навязанные визуальные образы рекламы, наоборот, снижают порог критичности.
Смотрите также:
- Людмила Вербицкая: «Как бы» по-русски →
- Светлана Шмелёва: Приоткрывая дверь →
- Спецпроект «Законы Мерфи» →