Судя по письмам, читатели хорошо осведомлены о масштабах вранья. Это и понятно: люди живут не в «потёмкинских» деревнях и ездят не в машинах с затемнёнными стёклами. Они выходят на грязные улицы, едут в переполненной электричке, отбиваются от гаишников, пытаются «качать права» в суде и, конечно же, сравнивают новые счета за газ и электричество со счетами годичной давности. Люди всё видят и слышат. К тому же у россиян ещё с советских времён сохранилось умение читать между строк и слышать между криками «ура». Словом, народец у нас сильно сомневающийся, сильно недоверчивый народ. Ты ему: «Жить стало лучше, жить стало веселей», а он тебе из Высоцкого: «Нет, ребята, всё не так, всё не так, ребята…»
Часть денег спёрли
У нас ведь как? Хотят показать народу новый мост, а он наперекор начальству возьми и зашатайся, как пьяный. И сразу становится ясно: часть денег спёрли. А чтобы «сделать людям праздник», на открытие пригласили президента. Или, к примеру, возжелал губернатор порадовать народ новенькой больницей, оборудованной по последней компьютерной моде, а народ разглядел в кадре ветхий больничный флигелёк с протекающей крышей. Спасает что? У нас в России, как ни рисуй картину маслом, а всегда найдётся какой-нибудь Хренов Иван и всю чиновничью благодать испортит. Радует то, что «хреновых» и доморощенных «ассанжей» (основатель скандального сайта Vikileaks. - Авт.) становится всё больше, и вопят они о вранье всё громче. Иногда с выходом на Манежную площадь.
Самое большое недоверие у россиян вызывают местные воеводы. По последним опросам социологов, губернаторам и главам местных администраций не доверяют более 30% населения. Но волна недоверия, прокатываясь по глубинке, докатывается и до столичных небоскрёбов. Снижается доверие к партиям, к правительству. Заколебались, казалось бы, не подверженные коррозии рейтинги «тандема».
Уроки правды
Впрочем, в народном «плаче о правде» можно усмотреть и позитивные моменты. Общество умнеет на глазах. Несмотря на телевизионное оболванивание, оно становится более информированным, а следовательно, и более требовательным. От доверчивости «советского человека», верившего в майские призывы ЦК КПСС и в то, что «Ленин такой молодой», мало что осталось. Люди учатся отличать историю от мифов, реальную политику от демагогии, учатся соизмерять предвыборную трескотню о даровой раздаче изюма с реальными возможностями экономики. В этой связи обращает на себя внимание падение доверия к КПРФ и ЛДПР. Несмотря на изощрённую социальную демагогию, «зюгановцам» не доверяют 50%, а «жириновцам» - 55% (по данным ФОМ). «Единой России» есть о чём подумать.
Впрочем, несмотря на протрезвление, у части населения всё ещё случаются рецидивы советской болезни - отторжение правды. Это тоже не случайность. Семидесятилетнее коммунистическое враньё нанесло народному сознанию и памяти тяжёлое увечье. Несмотря на доказанность того, что польские офицеры в Катыни были расстреляны по приказу Сталина, в редакцию продолжают приходить негодующие письма с утверждением, что поляков расстреляли немцы. Несмотря на жестокую правду «Архипелага ГУЛАГ», в стране остаётся немало приверженцев «сталинской демократии». В лабиринтах советской памяти ещё живы легенды о Павлике Морозове, о «26 бакинских комиссарах», о «10 сталинских ударах», якобы обеспечивших победу в Великой Отечественной войне. Несмотря на раскрытие многих архивных документов, свидетельствующих о трагедии страны и народа в ХХ веке, многие ветераны настойчиво оправдывают многомиллионные жертвы рассуждениями о том, что «зато мы делали ракеты» и «нас все боялись».
Преодолевая ложь
«Университеты правды» усваиваются с трудом. Недавно от бывшей советской учительницы, С. Мельник, ныне проживающей у дочери в Польше, в газету пришло интересное письмо. Своего рода исповедь. Дело в том, что в 80 с лишним лет Светлана Владимировна написала книгу воспоминаний. Вспоминая год за годом, эпизод за эпизодом свою личную жизнь, жизнь родственников, друзей и соседей, она пришла к трагическому выводу: «Почти всю жизнь я прожила во лжи». «Осознать трагедию страны, семьи и личную трагедию к старости лет было очень тяжело, - пишет Светлана Владимировна. - Но я рада, что рассказала людям и самой себе всю правду. Я словно бы излечилась».
Сегодня истоки советской лжи изучены и более или менее понятны населению. Ложь родилась при изначальном идеологическом выборе и последующем жестоком эксперименте над собственным народом. Вся советская история - это попытка навязать народу сценарий, описанный в «Манифесте коммунистической партии», «сделать сказку былью». А поскольку целью была объявлена «всемирная победа коммунизма», то постановщики «мистерии» в жертвах и средствах не стеснялись. Результаты известны: к началу ХХI века Россия скатилась на позиции развивающейся страны с 2% мирового ВВП. В 1913 году в границах нынешней России у нас было 6%.
Сегодня ложь носит иной - не столько идеологический, сколько потребительский характер. Как живём, так и врём! Чиновники врут, боясь потерять доходное место и за коррупционный откат. «Силовики», занижая масштабы преступности, врут, чтобы не лишиться очередной «звёздочки» на погоны. Судьи врут, повинуясь «телефонному праву» или за взятку. Депутаты «брешут», чтобы сохранить свои лоббистские возможности и неприкосновенность. Журналистов заставляют врать, исходя из соображений политики. Такое впечатление, что страна готовится не к Олимпийским играм, а к чемпионату мира по вранью.
Но ложь не проходит даром. Ни для народа, ни для страны, ни для правителей. Она дезориентирует и тех, кто её слышит, и тех, кто её говорит. Президент с тревогой говорит о нарастании правового, политического и нравственного нигилизма. Люди перестают верить в справедливость и начинают искать уличные, нередко агрессивные способы добиться правды.
* * *
У людей могут быть разные представления о счастье. Для одних счастье - это хорошая семья, большая любовь, дети, верные друзья. Для других - успешная карьера, богатый дом, большая зарплата. Для кого-то мерой счастья является личная свобода или свобода страны. Но за века человечество выработало ещё одну, может быть, самую важную заповедь, о которой сказано в Евангелии от Матфея: «В молитве проси только правды».
Смотрите также:
- Вячеслав Костиков: «О чём кудахчет элита» →
- Вячеслав Костиков: Чего боится власть? →
- Вячеслав Костиков: Элитарные шкварочки →