Письмо читателя: «Мое детство прошло в Черкизове и на 1-ой Владимирской»

   
   

Солидный «сталинский» кирпичный дом, две просторные комнаты, длинный коридор, по которому можно было кататься на трехколесном велосипеде. Большой двор со сквером в центре, где было раздолье для ребятни. Ко двору примыкал сад завода «Прожектор», со спортивными (был даже теннисный корт) и детскими площадками. На футбольном поле летом играла заводская команда «Луч», и жители окрестных домов приходили болеть за своих. А зимой на поле заливали каток. В саду разрешалось гулять самостоятельно, следовало только предупредить бабушку. Напротив, на другой стороне улицы - кинотеатр «Слава», величественное здание с белыми колоннами. Там с бабушкой был посмотрен первый в жизни фильм, и были это «Три мушкетера», тот французский, двухсерийный, который и по сей день кажется самым лучшим. А за шоссе Энтузиастов, куда ходить категорически запрещалось (конечно, ходили втихаря с мальчишками, подкладывали пистоны на трамвайные рельсы) - Измайловский парк с «тыльной» стороны. Туда ходили только с дедушкой.

На выходной родители забирали домой, в Черкизово. Еще очень далеко до «Черкизона» и современного «Локомотива», ровные кварталы застроены частными деревянными домами, в основном одноэтажными, улицы условно заасфальтированы, проезжающие машины - редкость. Наша улица называется Гоголевская. У домов - садики, удобства - во дворе, вода - в колонке на углу. Тесно так, что когда все укладываются спать, прохода в комнате уже не остается. От «Славы» до Халтуринской полчаса на 36-ом трамвае. Самая большая радость, когда к бабушке за мной приезжает старший брат, всю дорогу до дома в трамвае он пересказывает мне Фенимора Купера и Майн Рида.

Когда пришла пора идти в школу, окончательно переехала домой. Обзавелась новыми друзьями, освоила окрестности. А в 64-ом получили квартиру и переехали в хрущевские хоромы на Юго-Западе. Но это уже другая московская история.

Дом на 1-ой Владимирской стоит на прежнем месте, и даже пейзаж вокруг изменился не слишком сильно. Но в квартире с длинным коридором давным-давно живут чужие люди. Двор как будто «съежился», и совсем не кажется огромным, да и кинотеатр совсем не выглядит величественным. А от тех черкизовских кварталов не осталось ничего. В 70-х они исчезли с карты Москвы вместе с Гоголеской, Некрасовской и другими окрестными улочками...

Каширская Ирина Александровна, Москва

Смотрите также: