В минувшие выходные норвежская береговая охрана задержала судно «Atlantic-city», предназначенное для перевозки рыбы. Экипаж корабля, шедшего под флагом Белиза, состоял из россиян. Сам «Atlantic-city» приписан к порту Архангельска. В прошедший понедельник в сопровождении корабля береговой охраны Норвегии «Barentshav» он был препровожден в порт Лонгйир на острове Шпицберген для дальнейших разбирательств.
Норвежские власти обвинили капитана судна в махинациях с отчетностью: морепродукты регистрировались лишь после разделки рыбы. Кроме того, количество улова на бумаге оказалось сильно заниженным.
Помощник губернатора Шпицбергена Ларс Фаусе сообщил журналистам, что масса морепродуктов, транспортируемых кораблем, регистрировалась не до, а после разделки рыбы. Таким образом, на бумаге количество улова, по мнению норвежцев, является заниженным на несколько тонн.
«Мы уже допросили капитана. Теперь проверке подлежат и траулеры, доставлявшие этому судну рыбу для ее дальнейшей переправки в Архангельск», – заявил чиновник в интервью Норвежскому телеграфному бюро.
По его словам, на тщательное расследование инцидента потребуется не менее двух дней.
Отметим, что задержание российского промыслового судна норвежскими властями событие далеко не единичное. Подобные инциденты с завидной регулярностью происходят по нескольку раз в год. Как правило, капитаны судов, нарушивших норвежское морское законодательство, подвергаются солидным штрафам. Тем не менее, это их не останавливает.
Напомним, что самый громкий и скандальный случай с задержанием российского промыслового судна имел место осенью 2005 года. Неподалеку от Шпицбергена береговая охрана Норвегии попыталась задержать российский траулер «Электрон». Однако команда оказала сопротивление и захватила двух норвежских инспекторов. После этого корабль ушел в территориальные воды России. В итоге дело разрешилось мирным образом. Норвежцы были отпущены. Тем не менее, против капитана судна было возбуждено уголовное дело, прекращенное в феврале 2007 года.
Сложившаяся конфликтная ситуация объясняется тем, что до недавнего времени между Россией и Норвегией не были улажены противоречия в вопросе о способах добычи рыбы в западных районах Баренцева моря. В 1970 году Норвегия в одностороннем порядке установила вокруг острова Шпицберген защитную зону со своими правилами рыболовства. СССР, а затем и Россия признавать эту зону отказывались и с норвежскими правилами не соглашались.
С мертвой точки проблема сдвинулась лишь совсем недавно. В сентябре этого года Москва и Осло подписали договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Документ был подписан в присутствии президента России Дмитрия Медведева и главы норвежского правительства Йенса Столтенберга.
Договор определил принадлежность спорных территорий площадью почти 175 тысяч квадратных километров, богатых месторождениями нефти и газа. Россия настаивала на делении этой части моря по «секторному принципу», установленному в рамках границы полярных владений, проведенной по меридиану до Северного полюса. Она была установлена еще в 1926 году. Норвегия же требовала поделить спорные территории по срединной линии.
В итоге стороны договорились, что спорная территория будет разделена на две равных части. Таким образом, Россия часть своей территории утратила.
Смотрите также:
- Звёздно-полосатая мишень. Как «Беззаветный» изгнал американцев из Крыма →
- Российский флот обещает не применять силу к сомалийским пиратам →
- В Баренцевом море арестовали российский траулер «Павел Батов» →