Число патриотов за пять лет должно вырасти на 15%. Но есть ли уверенность, что денежки не будут потрачены зря, что патриотизм не обернётся новым шапкозакидательством? Ведь такое уже не раз случалось в истории русского патриотизма..
Гонят волну
В преддверии праздников улицы наших городов пестрят патриотическими плакатами и растяжками. На выездах из Москвы красуются панно, напоминающие стоящим в пробках жителям, что «Москва - город-герой». Патриотическую волну гонят военные и депутаты, лидеры партий и министры, чиновники и продавцы пива, киносценаристы и попавшие в обойму любимцев певцы и актёры. Население к этой патриотической говорильне остаётся равнодушным. Его больше волнуют цены на хлеб, гречку и бензин.
До краха «социалистического содружества» первенство в патриотической говорильне удерживала исчезнувшая Германская Демократическая Республика. Особенно активную роль в насаждении патриотизма играли силовики. Но когда рухнула Берлинская стена, именно восточногерманская молодёжь толпами рванула на Запад, оставив силовиков наедине с их патриотизмом. И тогда «вдруг» обнаружилось, что там, на Западе, совсем другой патриотизм. Что зиждется он не столько на «любви к отеческим гробам», сколько на житейской заботе о гражданах. Мэры западных городов, министры германских земель, префекты французских провинций и сегодня продают своему населению не подвиги дедов и отцов, а хорошие дороги, доступное жильё, качество бытового обслуживания, удобные для родителей детские садики и школы.
У нас же, в России, чем хуже с медицинским обслуживанием, чем дороже проезд на общественном транспорте, чем больше поборы в бесплатной школе и больнице - тем выше вздымается градус патриотического воспитания. Патриотическая патока и «лубок» заливают наше телевидение. Нам регулярно показывают битвы ряженных в Добрыню Никитича патриотов, умильные встречи с оставшимися в живых ветеранами. Молодые патриоты уже изрыли всю землю на полях былых сражений в поиске свидетельств «славы отцов».
И крайне редки случаи, когда члены патриотических клубов пришли бы наколоть дров одинокой старушке, помогли бы добиться справедливости ветерану труда, доживающему дни в стареньком гараже, или устроили бы акцию протеста у мордастого особняка коррупционера. Не пора ли нам по-христиански оставить кости отцов там, где их настигла безмолвная слава, и заняться помощью тем, кто страдает не от отсутствия патриотического духа, а от каждодневных житейских неурядиц.
Новые Щукари
Сегодня Россия пытается встать на путь капитализма. Большая часть населения, несмотря на трудности переходного периода, поддерживает этот выбор. Однако, соблазняя нас капиталистическими порядками, власть пропаганду почему-то «пущает» на уровне Чапая, Анки-пулемётчицы и деда Щукаря. Наши пропагандистские петушки как с утра взлетят на телевизионный плетень, так до самого вечера только и слышно: ура да ура!
Наш нынешний патриотизм опрокинут в прошлое. Старшее поколение россиян привыкло считать, что Россия - великая держава и к голосу России прислушиваются в самых удалённых уголках планеты. Но мы никак не научимся соизмерять громкость официальных фанфар с тем, что народ ежедневно видит из собственного окошка. Мы продолжаем измерять наше величие мерками ХХ, а порой и ХIХ века: величиной территории, наличием ядерного оружия, запасами сырья, членством в Совете Безопасности ООН. Нам очень льстит, что нас считают членами «Восьмёрки» и «Двадцатки». О запуске «Булавы» мы сообщаем всему миру с такой гордостью, точно мы получили все Нобелевские премии по науке. А то, что из страны бегут учёные и специалисты, что народ страдает от алкоголизма и табакокурения, в официальные мерки как-то не укладывается. Пропаганда, базирующаяся на песне «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек», постоянно разбивается о наши неказистые будни. Хуже того: практика горлопанского патриотизма, процветающая в официальном молодёжном движении, делает из человека скорее циника, чем убеждённого защитника интересов страны.
Большая ломка
Сегодня в активную фазу жизни вступает поколение, которое было свидетелем коренной ломки советских идей, морали, нравственных ориентиров. Оно взрослело в период циничного передела собственности, беспрецедентного обогащения одних и унизительной бедности других. Глядя на то, как живут (вернее, доживают на пенсии) их родители, они ставят их жизни «неуд». Идеалы «героических поколений» перестали быть для молодых людей преемственно привлекательными. В период их становления главным мерилом счастья были деньги. Не важно, какой ценой.
Конечно, инструменты достижения успеха меняются. Молодёжь уже не хочет ради обогащения идти на риск: в наёмные убийцы или в заказчики убийств, в рейдеры, на панель. Фильмы типа «Брат» или «Брат-2» перестали быть руководством к действию. Новые патриоты желают работать в «Газпроме», «ЛУКОЙЛе», Счётной палате, в министерстве, администрации, в судейском сообществе, в МВД, приобщиться к партийным фондам, попытать счастья на фондовой бирже. То есть там, где без особого риска можно припасть к природной или чиновничьей ренте, пилить бюджеты, черпать из коррупционных ручьёв, делать карьеру депутата или биржевого спекулянта. Какое место в грёзах новых патриотов будет занимать Россия, Родина, держава, «Третий Рим», «за веру, царя и Отечество»? Гадать об этом трудно. С большей мерой определённости можно сказать, что люди устали от патриотического славословия, от официальной фальши. Патриотизм без правды - это мертворождённый патриотизм.
Смотрите также:
- Песочные часы. Россия растрачивает историческое время →
- Вячеслав Костиков: Как не стать «перерожденцем»? →
- Вячеслав Костиков: Новые варвары →