Работники пермского аэропорта «Большое Савино» в один голос заявляют: это невозможно. Во-первых, отсек для шасси слишком мал для человека. Во-вторых, при наборе высоты от давления у него бы лопнули барабанные перепонки и вскипела кровь. Сам Андрей усмехается, услышав такое: «А что им ещё говорить, боятся потерять работу». Конечно, признаётся он, оказаться в таких условиях врагу не пожелаешь. Но он парень крепкий - выжил. Только вот руки сильно отморозил.
Случайный «заяц»
Главный вопрос, на который сейчас пытаются ответить взрослые: что побудило подростка путешествовать столь необычным и рискованным способом?
- Да не собирался я никуда лететь, - неожиданно признаётся Андрей.
И рассказывает, как накануне побега из дома серьёзно поссорился с отцом. В общем-то, из-за ничего. Задержался на дне рождения друга. Но отцу, особенно если тот выпьет, только дай повод. Вот и в этот раз Сергей Щербаков не пожалел для сына ни «ласковых» слов, ни зуботычин.
Глотая обиду, Андрей отправился ночевать к бабушке.
- Ну что я ещё должен сделать, чтобы отец перестал придираться? - размышлял он по дороге. - С младшими братьями и сёстрами нянчусь, обед готовлю, в магазин хожу, картошку копаю, даже корову доить умею.
Он открыл калитку бабушкиного дома и увидел, как из конюшни выходит дед с огромной хворостиной:
- Ты где шляешься, кто за тебя будет коров пасти?
Улучив момент, когда в доме никого не было, Андрей прихватил у деда с бабкой полторы тысячи пенсионных рублей и решил: посмотрим, как без меня запоют...
С мыслью во что бы то ни стало проучить отца и деда он отправился в краевой центр за двести вёрст от родного села.
В Перми его, конечно, никто не ждал. Двое суток Андрей бесцельно болтался по городу. Рассматривал дорогие витрины магазинов, катался на эскалаторе в супермаркете. Наконец решил осуществить свою давнюю мечту: увидеть настоящий самолёт.
Как-то раз у них в деревне «кукурузник» сбрасывал на поля удобрения. Добрый лётчик взял Андрея и ещё нескольких пацанов на борт и сделал круг над полем. Восторга было!.. С тех пор Андрей частенько поглядывал в небо: вот бы увидеть настоящий «боинг» или Ту-154.
Недолго думая, он отправился в пермский аэропорт «Большое Савино». Хотел хоть издали полюбоваться на красавцы-лайнеры. Подошёл к забору и увидел, что ворота на лётное поле приоткрыты. И рядом никого. Сначала Андрей хотел просто подойти поближе. Но потом, как и любому пацану, ему захотелось заглянуть внутрь. Залез по стойке шасси и на коленках пробрался внутрь крыла.
На улице совсем стемнело. Андрей не спал двое суток. Он и не заметил, как заснул. Очнулся от страшного рёва моторов. Ту-154 выруливал на взлётную полосу. Прыгать вниз было поздно. И через пару минут парень потерял сознание: полёт проходил на высоте 10 тыс. метров.
Пришёл в себя он часа через 2 уже в Москве, в аэропорту «Внуково». Вылез из крыла и даже дошёл до здания аэровокзала. Там его и задержали охранники. Потребовали документы. Затем для выяснения личности отвели в отделение милиции аэропорта. И устроили настоящий допрос с пристрастием.
Вид у парня был действительно жалкий. Естественно, милиционеры не поверили в его историю. Но, когда Андрей вытащил из карманов тоненькой ветровки распухшие посиневшие руки, сомнения, что парень говорит правду, отпали сами собой. Милиционеры вызвали «скорую».
Бегство от нищеты
Никогда ещё крошечная деревня Приморье Частинского района, которой нет ни на одной географической карте, не знала такого внимания. Десятки телекомпаний и газетные журналисты хлынули в этот забытый богом край. Некоторые вели себя довольно бесцеремонно. Мама Андрея Ольга Валерьевна не хотела говорить с нами потому, что накануне телевизионщики без спроса зашли в дом, всё перевернули, сняли на камеру кухонную утварь, бельё, даже в баню проникли. Ольга не скрывает: живут они и вправду в ужасных условиях. 18 м2 на шестерых членов семьи означают, что спать здесь можно только вповалку. Детям негде делать уроки и уж тем более - играть. Руководитель аппарата администрации Частинского района Лариса Соломенникова объясняет, что в таком положении находится не только семья Щербаковых. Впрочем, им-то как раз предлагали участвовать в программе «Доступное жильё». И Ольга даже начала собирать документы. Но потом выяснилось: чтобы попасть в программу, надо внести своих не менее 100 - 150 тысяч рублей. Для деревни - сумасшедшие деньги. Где их взять многодетной семье?
Впрочем, история Андрея дошла до самого губернатора. Говорят, он уже дал задание - помочь семье Щербаковых.
Однако Ольга не очень-то верит в обещания властей. Для неё сейчас главное - здоровье сына. Врачи пообещали, что отмороженные руки ампутировать не будут. «Стали болеть, значит, живые», - радуется она. Сейчас Ольга трудится с утра до ночи на лесопилке, зарабатывает деньги. Один билет до Перми вон сколько стоит, да ещё хочется отвезти сыну чего-нибудь вкусненького. «В воскресенье поеду, повезу домашние пирожки с капустой, - делится с нами своими планами. - Говорят, Андрея продержат в больнице ещё 4-5 недель. А когда вернётся, заберу детей и уйдём на квартиру».
Своим нечаянным поступком, больше похожим на чудо, Андрей сделал, по крайней мере, два важных дела. Обратил внимание губернатора на невыносимые жилищные условия сельских многодетных семей. И показал полную недееспособность системы безопасности пермского аэропорта. Может, хоть теперь здесь попытаются навести порядок.
Смотрите также:
- «Мама, долетел хорошо...» Как деревенский мальчик отправился в «Орлёнок» →
- Виталий Калоев. Человек, на которого ополчились небеса →
- Елизавета Глинка: Людка с вокзала →