Лужков: Химкинский лес надо рубить ради модернизации и престижа власти

История с Химкинским лесом уже более месяца является одной из самых обсуждаемых тем в российской общественной политической жизни. По его проблеме высказались, пожалуй, уже все ведущие политические деятели нашей страны. Дошла очередь и до московского градоначальника, который как сообщил полторы недели назад префект Северного округа российской столицы Олег Митволь, не против того, чтобы проложить трассу не через лес, а через московский район Молжаниново. Долгое время считалось, что так оно и есть. Однако выяснилось, что Юрий Михайлович думает совершенно иначе.

   
   

Теперь он считает, что лес необходимо рубить. Свою новую точку зрения, мысли и выводы по этой проблеме мэр выразил на страницах «Российской газеты» в статье «Химкинский тест. Заинтересованное мнение незаинтересованного мэра». Как пишет градоначальник, «масштаб общественных дискуссий» по этому вопросу «достиг небывалых высот», поэтому он решил «еще раз все обсудить, проверить и взвесить».

Как пишет Лужков, хотя столица и не имеет прямого отношения к строительству дороги, мэрия все же решила откликнуться на просьбу федеральных властей и изучить разные варианты строительства. Были изучены три альтернативных маршрута, однако ни один из них, по его словам, реализован быть не может. По его выражению, все они являются «недешевыми маниловскими идеями».

«Первый альтернативный маршрут - это прокладка новой трассы над действующей Октябрьской железной дорогой. Бешеный по затратам вариант. Он предполагает протянуть 10–12 автомобильных полос на высоте 9 метров, а в местах пересечения с Ленинградкой — еще выше. От него сразу отказались», - пишет мэр.

Второй вариант был, как пишет Лужков, «очевидно лучше». Он проходил лишь по части Химкинского леса, а затем поворачивал в сторону Химок. Трасса должна была пройти через жилые кварталы, цепляя, таким образом, 50 коттеджей и разрубая микрорайон на две неравные части. «Тем самым жилой район отделяется от леса,— резюмирует Лужков. — 100 тысяч жителей Химок оказываются зажатыми между двумя напряженно работающими трассами».

Третий вариант — прокладка дороги по деревне Молжаниновке. «Мы выкидываем 200 тысяч кв. метров жилья, готовящихся к строительству. 3–4 тысячи семей останутся на долгое время (а то и навсегда) без улучшения жилищных условий. Когда не в метрах, а в человеческих судьбах считаешь, то цена вопроса очевиднее», - уверен мэр.

Поэтому, считает градоначальник, нынешний вариант строительства трассы, которая разрезает Химкинский лес на две части обоснован. К тому же он дешевле. Кроме того, трасса под него уже практически готова и пересмотр схемы потребует заплатить большие неустойки по контрактам, что надолго «отодвинет строительство и запуск дороги», - уверен он.

   
   

«Да, эта схема не идеальная, то есть не такая, когда все прекрасно, никого и ничто не затрагивает, — Такое возможно только в пустыне. Есть экологические и некоторые другие издержки. Нужно было вырубить часть леса, но просека уменьшена и аккуратна насколько возможно. Чтобы еще сократить травмы территории, увеличена протяженность участков дороги, что, конечно, даст некоторый рост цене строительства. Но зато мы огибаем ряд социальных и природоохранных проблем. Так что выигрыш, в конечном счете, больше некоторых дополнительных затрат».

В целом, по мнению Лужкова, проблема с Химкинском лесом - «важнейший тест на способность страны осуществить модернизацию. «Модернизация — это всегда выбор. Это всегда решения и приоритеты. Но произойдет она, только если будут достигнуты поставленные цели. Если не будет остановки в пути. Эту цену мы должны будем заплатить. И за новую трассу, и во многих других нелегких вопросах и решениях», - резюмирует он.

В конце статьи Лужков также напоминает, почему развалился СССР. По его мнению, он «погиб не только из-за проблем экономической неэффективности», но в первую очередь из-за потери «эффективности государства, дискредитации системы госуправления». Как считает столичный градоначальник, ситуация в современной России похожая: «из-за деятельности целого ряда политиков, журналистов и разного рода общественников происходит замазывание одной грязью всех начинаний органов власти. В такой атмосфере страна просто не может развиваться, стране нужно вернуть веру в достоинство власти», - пишет мэр.

Между тем отметим, что статья Лужкова в правительственной газете появилась вскоре после того, как президент Дмитрий Медведев велел приостановить строительные работы. Как пишет в связи с этим со ссылкой на источник в московском правительстве издание «Газета.Ru», Лужков, видимо, не захотел идти против премьер-министра Владимира Путина, который и подписал решение о строительстве трассы. Градоначальник против его решения не пошел бы. К тому же он не стал бы поддерживать решения Медведева, который в последнее время уже не раз давал понять, что крайне недоволен работой московского мэра. Как заметили политологи, он даже не поздравил его с днем города, который Москва отмечала в минувшие выходные.

Таким образом, судя по всему, Лужков встал на сторону более сильной политической фигуры. Это может свидетельствовать только о том, что окончательное решение по поводу строительства трассы через Химкинский лес уже принято. Какой-либо корректировке оно подвергнуто уже не будет. Напомним, что о подобном исходе дела «АиФ» писал 27 августа в статье «Все равно вырубят. Вмешательство Кремля вряд ли спасет лес».