Официальные лица, причастные к расследованию катастрофы, сообщили: никакого давления со стороны VIP-персон на пилотов самолета не оказывалось. Во всяком случае, подтверждений этому пока не найдено. Появятся ли они после того, как сложатся пазлы всей картины рокового полета? Время покажет.
Как бы там ни было, ни для кого давно не секрет: на борту №1 всегда действуют особые правила. Главный здесь не командир экипажа, как на рядовых рейсах, а VIP – фигура. И вот что удивительно: ею может быть даже не президент. Иногда это министр, губернатор, а то и глава какого-нибудь района на Крайнем Севере, отправившийся на вертолете в столицу округа. Разве мало примеров, когда такие пассажиры диктовали летчикам и вертолетчикам свои условия и карты полета. Достаточно вспомнить гибель боевого генерала, губернатора Красноярского края А. Лебедя, последнюю охоту с вертолета группы алтайских чиновников во главе с полпредом президента РФ в Госдуме Александром Косопкиным в труднодоступном районе Алтая….
Лишь благодаря тому, что полеты ответственных лиц доверяют высококлассным экипажам, такие риски не всегда заканчиваются трагедией. Однако, истории про то, как VIPовские борты «шли по лезвию бритвы», наверняка есть почти у каждого летчика, побывавшего в полете с большими начальниками.
Честно говоря, мне и самой однажды довелось лететь спецбортом, который должен был прибыть на час раньше главного. Взлетать мы должны были тоже на час раньше. Однако из-за неполадок в самолете вылет задержался. Главный борт улетел, а мы еще долго куковали в аэропорту в ожидании замены самолета. Каково же было удивление, когда в пункте прилета мы оказались почти в назначенный срок и встречали «основной», как ни в чем не бывало. Ходили разговоры, что наш самолет летел, срезая маршрут и запрашивая «воздушный коридор» чуть ли не на ходу. Якобы был приказ одного ответственного лица – самолет должен прибыть вовремя. Кстати, на нашем борту находилась парочка министров и губернатор. Выходит, их жизнями тоже рисковали.
Что бы случилось, если бы наш борт не прибыл во время? Ровным счетом ни-че-го, сопоставимого с риском разбиться. Главный пассажир главного борта, которого мы все-таки успели встретить в аэропорту назначения, прошел мимо по ковровой дорожке, даже не обратив внимания на встречающих. Он в то время неважно себя чувствовал, и любой перелет давался ему с трудом. Но тот, кто отдавал приказ срезать авиамаршрут, наверное, очень боялся: а, вдруг, «главный» в случае отсутствия кого-то из привычной свиты ощутит дискомфорт, начнет задавать вопросы, расстроится, отчитает, «врежет по первое число»? А если что, с разбившимся самолетом проблем куда меньше – смерть все списывает. И приказа на бумаге нет.
На самом деле загадка – почему для экипажа негласные правила борта №1 и страх начальственного гнева практически всегда важнее всех инструкций, страшнее смерти? Или летчики-асы и их пассажиры настолько оторвались от грешной земли, что искренне верят: высокий статус дает фору вырулить из любой ситуации?
Думаю, экипажу Качиньского, который в августе 2008 отказался подчиняться приказу польского президента вопреки метеоусловиям посадить самолет в Тбилиси, и твердо следуя правилам, приземлил его на запасной аэродром, надо ордена выдать. Во-первых, за высочайший профессионализм и отвагу – пошли наперекор безрассудству первого лица государства и не отступили от инструкции. О другом таком примере, честно говоря, никогда не слышала. Возможно, этот случай просто беспрецедентный. Во-вторых, за то, что подарили Качиньскому, о котором скорбит сегодня вся польская нация, еще 2 года жизни.
Возможно, в своем последнем полете погибший президент Польши и не требовал от экипажа напрямую совершить невозможное – посадить самолет вопреки метеоусловиям и указаниям диспетчера. Дело не в этом. Просто погибшие летчики знали о том, что их предшественники, ушедшие в 2008 году на запасной аэродром, были уволены. Наверное, этот пример давил на них сам по себе. И приказа президента не потребовалось.
Но самое главное, давно пришло время пересмотреть негласные правила борта №1 и признать, что в полете всегда главный – командир экипажа, а не президент, губернатор, министр, военачальник.
Читайте по теме:
Пилоты, управлявшие самолетом президента Польши, легко могли избежать крушения
Падение польского Ту-154: пилоты знали, что погибнут