— У нас с Владиславом Андреевичем была настоящая дружба. Не продиктованная никакими «нужническими» мотивами. Наше общение было необходимостью, — говорит главный режиссёр театра «Современник» Галина Волчек. — Мне кажется, Старкова можно назвать счастливым человеком. Он не просто придумал потрясающее издание «Аргументы и факты», в своё время подарившее стране глоток свежего воздуха, он сумел организовать главное дело своей жизни так, что и через столько лет еженедельник пользуется огромным интересом читателей и вызывает наше доверие.
«АиФ» доверяют
— Газета могла быть в какие-то периоды более интересной или менее — это отражение нашей жизни, но она всегда была и остаётся полемичной. Принципы Старкова, на которых он «замешивал» газету, — антиэлитарность, умение донести самую сложную информацию до самого простого читателя, внимание к человеку как таковому, острота журналистского взгляда, не лишённого при этом и самокритики, — всё это, как мне видится, и сегодня важно для коллектива «АиФ». И самый главный из этих принципов — не противоречить своей журналистской совести.
Мы помним, какой была советская пресса. От слов «партия», «наши трудовые успехи», «коммунизм» рябило в глазах, и ни звука о реальных проблемах. Правду взашей спускали с лестницы. И именно старковский «АиФ» стал первым, кто перестал обслуживать эту идеологию, пойдя своим трудным, но принципиальным путём. Убеждена: «Аргументы и факты» многое сделали для того, чтобы поменять нашу жизнь, подготовить перестройку. Я имею в виду не митинговую деятельность, не призывы к майдану и т. д. Нет, говорю о деятельности газет, театров, писателей, о том, что заставляло людей думать... Безусловно, «АиФ» в этом ряду занимает одно из первых мест. «Аргументы» писали о том, о чём не позволяли себе говорить другие. А если и позволяли, то какие-то единицы. Без излишней скандальности «Аргументы и факты» писали на самые острые темы. Именно в газете под редакторством Старкова появилась рубрика «За» и «против», где получали возможность высказаться обе противоборствующие стороны. Выводы читателям предстояло делать самим. Это дорогого стоит.
В том, что газете верят до сих пор, огромная заслуга Владислава Андреевича. У него была внутренняя независимость, установка на жизнь — не притворяться, не рисоваться, не лгать. Я много раз видела его на приёмах в Кремле и других «высоких этажах». Никогда он не пресмыкался, не становился, что называется, удобным для общения, не старался понравиться или угодить. Но при этом никогда не был высокомерен.
«Аргументы» пользовались невероятной популярностью за свою открытость, остроту, честность, свежесть взглядов. Доказательство этому — рекордный, более чем
Он уважал своих журналистов
Как-то меня «полоскали» в очередной раз в прессе. Я переживала. А Старков мне сказал: «В „Аргументах“ вас „полоскать“ точно не будут. Потому что в редакции знают: нельзя трогать двух женщин — Волчек и Пугачёву». И тем не менее в «АиФ» постановки «Современника» не раз «прикладывали». Вернее, даже слишком часто. Это тоже характеризует Старкова: он не диктовал журналистам свою точку зрения.
Кстати
В свет выходит книга, посвящённая В. Старкову, — «Война и мир Владислава Старкова» (составитель Н. Желнорова). В ней известные политики, деятели культуры, журналисты вспоминают годы работы с первым главным редактором «АиФ», трагичные и знаковые события в жизни газеты и страны.
Концепция Старкова — здравый смысл
Михаил Полторанин, министр печати и информации РФ в
— «Аргументы и факты» были созданы как информационный листок для агитаторов, которые должны были проводить линию партии на встречах с трудящимися. Но после того как в газету пришёл Владислав Старков, к сухим аргументам и тщательно отобранным фактам добавилась неплохая публицистика. Что мне сразу понравилось в нём — когда стало можно критиковать власть, он не кинулся очертя голову поносить всю окружающую действительность. Его интересовало другое: куда идёт страна и как на это смотрит народ. Вот эта ориентация — не на власть, не на левых или правых, а на народ, который благодаря своему глубинному здравому смыслу всегда держится посередине, и стала основой идеологии «Аргументов и фактов». Когда «АиФ» набрал огромный тираж, вошёл в Книгу рекордов Гиннесса, газету зауважали и тогдашний президент Ельцин, и его окружение.
К чести Старкова, он всегда сторонился слишком тесных объятий государственной власти. Покидая министерский пост, я предложил его на своё место. Ельцин был «за», а Старков взял да и отказался. Сказал просто: «А на фига мне это надо? У вас там сегодня одна политика, завтра — другая, а у меня всегда одна и та же — я читателя поддерживаю».
Смотрите также:
- «Желаю оставаться заметным явлением». Виктор Вексельберг поздравляет «АиФ» →
- Художник Михаил Шемякин: благодаря «АиФ» я изучил российскую коррупцию →
- Причины подписаться на «АиФ» →