Роман Поляк, директор по развитию Alawar Entertainment: «Наши игроки преимущественно женщины»

Простые, или, как их принято называть в профессиональной среде, казуальные игры появились в мире не так давно, хотя прототипам таких игр уже не один десяток лет. Но только в начале 21 века они стали по-настоящему массовым явлением, которое на данный момент является любимым развлечением более чем 250 млн. игроков во всем мире – примерно столько же людей на планете исповедуют буддизм.

   
   

Alawar Entertainment, созданная в 1999 году в Новосибирске, была одной из первых компаний в мире, которая начала заниматься такими играми и продавать их на Западе через Интернет. В настоящее время компания является лидером на рынке казуальных игр в Восточной Европе и входит в ТОП-7 ведущих мировых издателей.

В России казуальные игры появились только в 2004 году, во многом благодаря компании Alawar Entertainment, которая одной из первых предложила игрокам русифицированные игры. Не смотря на то, что около 30% всех казуальных игр в мире делается на территории бывшего СССР, до этого момента основным рынком сбыта была Северная Америка.

В настоящее время объем продаж казуальных игр в России составляет около $32 млн. в год, они доступны на нескольких тысячах сайтов в Рунете, а их аудитория практически сравнялась с числом пользователей Интернетом. Популярные казуальные проекты, такие как «Веселая Ферма», «Сокровища Монтесумы», сериалы про Натали Брукс и Масяню имеют огромную армию поклонников, которая с нетерпением ждет продолжений полюбившихся игр.

Как создаются эти игры? Откуда берутся сюжеты? Сколько стоит создание одной игры? Каких новинок от Alawar стоит ждать в 2010 году? На эти вопросы ответил на онлайн-конференции Роман Поляк, директор по развитию компании Alawar Entertainment.

Эллина: - Вы получали претензии за то, что отвлекаете офисный планктон от работы, и снижаете производительность труда сотрудников фирм?

Поляк Роман: - Нет, таких претензий мы ни когда не получали. Наши исследования аудитории показывают, что основная масса игроков (около 30%) играет вечером дома, иногда в обеденный перерыв. Мнение, что почти все люди играют вместо работы в рабочее время, является заблуждением - по нашим данным их не больше 4%.

   
   

Юрий: - Кто ваша целевая аудитория? Вы изучили рынок?

П.Р.: - Естественно, мы изучаем свою аудиторию не только в России, но и на Западе. Они немного отличаются - на Западе игроки более пожилые, видимо, это связано с тем, что там компьютеризация началась раньше. В России они более молодые - 25-40 лет. И там, и там - преимущественно женщины. Более подробно про аудиторию казуальных игр в России можно узнать из презентации: https://public.alawar.com/ayditoria_casual_igr.pdf

Женя: - Как вам удается создавать столь красивые игры?

П.Р.: - Мы просто очень стараемся чтоб вам было приятно играть в наши игры. И делаем это уже более 10 лет. Однажды для одной из конференций мы придумали слоган «We polish games until they shine» - Мы полируем игры до тех пор, пока они не засияют. А еще у нас отличные художники.

Дмитрий: - Каково будущее казуальных игр?

П.Р.: - Новые жанры. Новые платформы - iPhone, консоли, мобильные игровые устройства. Активно развиваются игры в соц.сетях - там тоже, наверняка, будут казуальные игры. А еще они будут еще красивее - это связано с повышением качества игр. Из-за этого они, наверное, будут «тяжелее» (раньше игры занимали не более 15-20 Мб, сейчас уже не редкость 100 Мб), но и пользователей с широкополосным доступом к Интернету становится все больше.

Мария: - Планируете ли вы усложнить защиту своих игр? Ведь сейчас найти в интернете патч и взломать алаваровскую игрушку - дело нескольких минут. И совсем не надо платить за регистрацию в таком случае. Ищете ли пути выхода, чтобы все же плату собирать?

П.Р.: - В магазине тоже можно воровать, но люди, почему-то, стараются честно расплатиться. Мы постоянно дорабатываем систему DRM – электронной защиты контента, но кардинальных изменений в технологии приема оплаты пока не намечаем. В скором времени мы планируем введение дополнительных сервисов для платящих пользователей, которые будут недоступны тем, кто ворует игры.

Гоша: - Принимая во внимание Ваш акцент о 30–ти % всех казуальных игр в мире, созданных на территории бывшего СССР (хотя, исходя даже из названий игр, цифра эта вызывает большое сомнение, и особенно для игр категории «Найти объект»), возникает любопытный вопрос – почему так мало их на русском языке. Или по принципу – «изначально – всё лучшее за рубеж», и на английском, а уж потом, когда уже весь мир наигрался в свежие казуальные игры, фирма Alawar Entertainment делает игру на русском языке?

П.Р.: - Вы немного заблуждаетесь насчет отсутствия игр от отечественных разработчиков в жанре «Поиск предметов». Их много и это продукты высшего качества – буквально месяц назад первые три места в хит-параде портала Big Fish Games занимали игры из СНГ: PuppetShow: Mystery of Joyville от ERS G-Studio из Украины, Vampire Saga: Pandora's Box от Go!Games/Alawar Entertainment из России и Reincarnations: Awakening от Vogat Interactive тоже из Украины.

Из этих трех игр, например, мы как издатели выпустили Vampire Saga: Pandora's Box (на русском она называется «Сага о Вампире: Ящик Пандоры») примерно в одно время с английской премьерой. Так что качественные игры доступны не только западным игрокам.

Что касается остальных игр – то на вкус и цвет товарищей нет. Кому-то нравятся стрелялки, кому-то - головоломки, кому-то - карты, кому-то - поиск предметов. Мы стараемся делать разные игры для разных игроков.

Дарья: - Когда ждать выхода продолжения игры «Масяня»? 

П.Р.: - Надеемся, что она появится в 2010 году, мы как раз начинаем поиски команды которая будет ее делать.

SepulT: - Роман, такое ощущение, что в этом году игры от Алавар не продает только ленивый. Вы не боитесь, что люди перестанут обращать на них внимание?

П.Р.:- По нашим оценкам, сейчас в наши игры играет всего лишь каждый 3-й пользователь Рунета, соответственно две трети еще не знают про наши игры. Мы хотим, чтоб у каждого была возможность скачать игру максимально легко, на привычном ему веб-ресурсе.

Дима: - Сколько стоит создание одной игры? Насколько это дорогое удовольствие?

П.Р.: - В США средняя цена создания казуальной игры - 100-150 тысяч долларов. В Восточной Европе при том же качестве - 2-3 раза дешевле, от $50 000. Сюда входят расходы на создание игры и ее подготовку к релизу.

Света: - Роман, вы лично играете в игры Alawar? Есть любимые? Или предпочитаете более крутые игрушки?

П.Р.: - Мне лично очень нравится Веселая ферма, Монтесума, Магическая энциклопедия. Из не наших игр меня приводит в полный восторг Zuma от PopCap.

Марина: - Как создаются простые игры?

П.Р.: - Все очень просто! Наши продюсеры начинают работать с командой разработчиком на этапе идеи, совместно создают концепт-документ будущей игры. Мы помогаем команде создать из игры-мечты коммерчески успешный продукт, который понравится аудитории. В течении 6-8 месяцев командой из 10 человек (художники, программисты, музыканты и т.п.) с привлечением наших продюсеров, маркетологов, гейм-дизайнеров, сценаристов, арт-продюсера и т.п. создается игра. Как-то так:)

Юрий: - Каких новинок от Alawar стоит ждать в 2010 году?

П.Р.: - В 2010 году будут как продолжения уже зарекомендовавших себя игр, так и совершенно новые игры. В ближайшие несколько лет мы ожидаем появления новых жанров на этом рынке, которые наберут популярность у игроков, так же, как это было с «Поиском предметов» и «Бизнес-играми».

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИИ РОМАНА ПОЛЯКА