Бомба замедленного действия: отравленная рыба попадет на прилавки?

   
   

В администрации края нам рассказали, что на косе, где трудились тысячи добровольцев со всего края, уже нет ни мазута, ни мертвых птиц. Вся техника уже выведена из этого района и брошена на косу Чушка. Работы там должны закончиться уже к концу недели.

- Конечно, отдельные фрагменты нефтепродуктов будут регулярно выбрасываться на берег, ведь большая их часть все еще остается в море, - говорят в пресс-службе администрации, - но их сразу же будут убирать и утилизировать.

Что же, на истории с катастрофой в Керченском проливе, где пострадали 12 судов, пора ставить точку? Скорее всего, нет.

Сильнее всего пострадал Азов

- Я несколько дней был на побережье Азовского моря, помогал очищать птиц от мазута и изучал последствия катастрофы, - говорит директор краснодарского океанариума, ихтиолог Сергей Саркисян. - Катастрофа на Азове – бомба замедленного действия. Экосистеме Азовского и отчасти Черного моря нанесен серьезный удар. Дело в том, что после аварии мазут осел на дно, из-за чего погибла мелкая ракушка – сердцевидка. Это основа кормовой цепочки. Вряд ли экосистема моря сможет восстановиться менее чем за 10 лет. Уже можно говорить, что из-за сокращения количества рыбы сильно пострадает дельфин Азовка, который живет только здесь.

Ихтиолог считает, что отравившаяся мазутом рыба не всегда погибает сразу. Она может мигрировать и попадать в сети рыболовецких судов. Такая хамса и килька будут небезопасны для здоровья человека. Неужели на прилавки края может попасть испорченная рыба?

   
   

«Ловить рыбу можно!»

- Сейчас рыбу можно ловить во всем Азовском и Черном морях, и даже в месте катастрофы. Только рыбы там скорее всего нет, - рассказал «АиФ» начальник кубанского отдела ФГУ «Азчеррыбвод» Виктор Зуб. - Если выловленная рыба будет иметь запах нефти, то она попросту не пройдет санитарный контроль. Такая хамса и пеленгас не могут попасть на прилавки. Сейчас назначена экспедиция, которая проведет сложные лабораторные анализы. По ее результатам мы сможем сказать, сколько рыбы отравилось, какой ущерб нанесен отрасли.

- Действительно, вся рыба, которая поступает к нам проходит серьезный лабораторный контроль, - успокоили нас на крупнейшем консервном заводе города Темрюка. - Вся хамса с запахом бракуется, и попросту не может поступить к нам на переработку. Сейчас рыба к нам идет только из района Геленджика, где в разгаре промысловый лов.

Сильно пострадали птицы

Что касается погибших птиц, то по самым скромным подсчетам их число перевалило за 15 тысяч. Спасать пернатых на Тузлу приезжали даже добровольцы из Финляндии и Бельгии.

- Отмыть ту же чайку, это вам не курицу поймать, - рассказали нам в региональном отделении «Российский Кавказ» Всемирного фонда дикой природы. – Птица дикая, и даже в полуживом состоянии всеми силами пытается отбиться, укусить спасителей. Из-за того, что не хватало людей, много пернатых умерло, не дождавшись своей очереди, прямо на наших глазах. К спасенным же мы привязались, некоторым даже клички дали, например, одного крикливого прозвали «Элвисом». Сейчас часть отмытых птиц перевезена в краснодарский зоопарк, где они будут набираться сил в теплых вольерах. Остальные находятся в местных охотхозяйствах.

Владимир ВЕРБИЦКИЙ

Смотрите также: