Некоторые нашизвёзды решили протестировать город на предмет пригодности для обитания в нём людей с ограниченными возможностями. Сев в кресла и сделав попытку проехаться по Кутузовскому проспекту и нескольким паркам, они без труда доказали, что Москва, к сожалению, приспособлена к нуждам инвалидов весьма плохо.
Внимание на коляски
Представители общественных организаций, в частности Паралимпийский комитет и городской филиал Всероссийского общества слепых, не на шутку обиделись на тех, кто «играет в колясочника»: «Пользу от такой акции получают только её участники и бизнес-партнёры, среди которых интернет-магазин по продаже инвалидной техники». В реальности же, по их словам, город сейчас стал гораздо приспособленнее для людей с ограниченными возможностями, чем 5 лет назад, и теперь задача состоит только в том, чтобы довести уже начатые программы до ума.
С этим мнением не согласен Александр Клепиков, заместитель председателя Всероссийского общества инвалидов: «Никакой спекуляции я здесь не вижу. Другое дело, что рекламировать при этом какую-то конкретную фирму, конечно, нельзя. Да, город становится комфортнее, но это происходит слишком медленно и неравномерно».
Честно говоря, от заседания координационного совета по делам инвалидов ожидали услышать в основном победные реляции, дескать, к финалу года равных возможностей всё будет в лучшем виде, а инвалидам нечего жаловаться. Однако Юрий Лужков довольно резко отреагировал на сообщение главы департамента культуры Сергея Худякова о том, что к концу года для инвалидов будет приспособлено лишь 82% культурных объектов столицы. И оставшиеся 18% к середине следующего года должны представлять собой безбарьерную среду.
Законом и рублём
Кстати, оказалось, что в 18% входят, например, Дом музыки и Манеж. Об этом рассказал Владимир Крупенников, председатель общественной организации «Стратегия»: «Я не могу сказать, что они совсем не оборудованы. Внутри есть и пандусы, и специальные туалеты. Однако инвалид-колясочник туда попасть не может, поскольку нет соответствующих парковок. То же самое могу сказать об экологических тропах на Воробьёвых горах и в Серебряном бору. Сами тропы хороши, однако въезд ограничен, специальных туалетов нет». Впрочем, примерно тем же грешат и другие столичные парки и зоны отдыха, где пандусы часто представляют собой пару рельсов с таким углом наклона, что колясочник физически не сможет по ним подняться. Более-менее грамотно оборудованы разве что физкультурно-оздоровительные комплексы, но проблема со спецстоянками существует и там. Инвалиды зачастую не могут ими воспользоваться, поскольку выделенные для них места заняты конкурентами - вполне здоровыми москвичами.
Общественный транспорт проблему не решает, что бы ни говорили о тысячах троллейбусов и автобусов с низким порогом. Да, они курсируют по улицам столицы. Но толку от них немного - высота тротуара везде разная, и выходит так, что иной раз всё равно возникает барьер разной степени преодолимости. А чаще всего проблему представляет элементарный выход из дома - многим, наверное, встречались совершенно издевательские домовые пандусы, ведущие нижним концом в стену.
«К сожалению, всё это действительно так, - заключает Александр Клепиков. - Я знаю, что власти активно обсуждают новые типовые проекты детских садов и школ, приспособленные для детей-инвалидов. Это прекрасно! Но не будем забывать и о жилищном строительстве, где соответствующие нормы пока носят у нас лишь рекомендательный характер. К счастью, в прошлом году Россия подписала Конвенцию по защите прав людей с ограниченными возможностями, согласно которой для всех в законодательном порядке должна быть обеспечена безбарьерная среда. Сейчас дело только за ратификацией».
Но как быть с теми, кто, несмотря на все законы и правила, по-прежнему будет отнимать у инвалидов парковочные места? Столичные власти намерены за подобные проявления бескультурья наказывать рублём, для чего повысить штрафы в несколько раз.
Смотрите также:
- Четырехколесная среда: общественность проверила «доступность» Москвы в инвалидных креслах →
- Виктория Никитина: Смейтесь! Иначе умрёте →
- Как бороться с домашним полтергейстом →