«Трудное» будущее
«Карское море — один из самых крупных нефтегазоносных бассейнов мира, — рассказывает Василий Богоявленский, заместитель директора Института проблем нефти и газа РАН. — Коэффициент успеха бурения здесь на протяжении почти 30 лет равен 100%, что связано с особенностями геологического строения». И российская компания, которой удалось привлечь к освоению шельфа опытные и высокотехнологичные иностранные корпорации, делает ставку на Арктику.
По словам Владимира Путина, «лёгкие» ресурсы — «сливки» — или уже давно сняты, или на исходе. И будущее нефтяной отрасли — в освоении трудноизвлекаемых запасов. Добыча «переедет» в регионы со сложнейшим климатом, а нефтяникам придётся освоить прорывные технологии.
Как айсберг в океане...
Арктический проект должен защитить полярные экосистемы. На прошлой неделе российская нефтяная компания провела «круглый стол» на эту тему. В нём приняли участие ведущие океанологи, биологи, геологи, географы и экологи, в том числе Геннадий Матишов, директор Мурманского морского биологического института, Александр Данилов, академик РАН, заместитель директора Арктического и антарктического научно-исследовательского института, Михаил Флинт, заместитель директора Института океанологии РАН, Юрий Сычев, директор Государственного океанографического института имени Н. Н. Зубова.
С июля по октябрь специалисты Арктического научно-проектного центра с двух ледоколов будут исследовать фауну на маршруте Северного морского пути. Кроме того в ближайшие дни начнется экспедиция «Кара-лето-2014» также организованная АНПЦ. В ходе экспедиции, которая пройдет по маршруту от Карского до Чукотского моря, будут изучены ледовые, метеорологические и гидрологические условия российской Арктики. Чтобы отследить движение айсбергов и обнаружить их скопления, компания планирует вести мониторинг из космоса, с помощью самолётов и беспилотников. Есть и планы очистки лицензионных участников от ледяных глыб судами-буксировщиками: они смогут оттягивать айсберги весом до 900 тонн. Ещё один важный для освоения Арктического шельфа момент: в лабораториях исследовательского центра компании разрабатывают специальные технологии, позволяющие производить пластик, выдерживающий температуру - 44°С, а также топливо и масла для авиационной и морской техники, не замерзающие при - 60°С. Через несколько лет российские учёные рассчитывают преодолеть зависимость от иностранных продуктов, которые необходимы для работы на Крайнем Севере.
Смотрите также:
- Великий ледовый путь. Для освоения Арктики нужны новые атомные ледоколы →
- «Роснефть» создаст в Арктике первую научно-проектную базу →
- Битва за Север. Что даёт России освоение Арктики? →