Даниил Гранин: «Безнаказанность - наша болезнь…»

   
   

Культ денег

- Даниил Александрович, вы как-то сказали, что единственное, что освещает и освящает человеческую жизнь, - это любовь. Вам не кажется, что сейчас этого света очень мало?

- Я говорил о чувстве человека к человеку. Этой любви действительно мало сейчас. И ещё она сегодня стала маргинальной. Это беда нынешнего бытия. В прошлом она была украшением жизни. Ведь в любви человек раскрывается наиболее полно, так же как и в творчестве. Любящий человек способен на подвиги, самопожертвование. Но сегодня, в эпоху культа денег, любовь выглядит иначе. Забота о карьере, о приобретательстве, о том, чтобы получше устроиться, - всё это отодвигает любовь на задний план.

Свойственно ли это лишь жизни в России? Не знаю.

- То есть можно сказать, что любовь теперь немодна?

- Любовь не может быть связана с модой. Мода приходит и уходит, а любовь - древнейшее и красивейшее из человеческих чувств. О чём писали Пушкин, Тютчев, Лев Толстой? О любви! И даже Достоевский писал о любви. Потому что любовь - это самое прекрасное, что случается в жизни. Вот культ денег, я надеюсь, - действительно всего лишь мода, временное явление. И ещё сильнее надеюсь на то, что он не равноценный конкурент любви, творчества или труда.

- Многие из современных философов низкий нравственный уровень общества в советское время пытались объяснять страхами, гнётом идеологии, возможными репрессиями. А чем можно сейчас объяснить царящую в обществе безнравственность?

- Тем же культом денег. Сегодня всё меряется не человеческими качествами, а толщиной кошелька. Думаю, что наши люди за предыдущие десятилетия безденежья стосковались по благоустроенной, счастливой личной жизни. Всем хочется иметь квартиру, машину, дачу, хочется поехать в путешествие. В этом нет ничего плохого. Это естественное желание. Но всё же надо различать, где проходит грань между удовлетворением потребностей и возведением материальных благ в культ.

   
   

Совести мало

- Людям во все времена требовалась некая гарантия стабильности. Сейчас, похоже, этой гарантией вновь, как в начале 90-х гг. XX века, становится доллар - в стране идёт настоящая гонка за «зелёным».

- Гонка за ним, скорее всего, - лишь неизбежное явление рыночной системы. Мы пришли в капитализм, значит, надо привыкать к его порядкам. Как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не суйся. А капитализм для нас - чужой монастырь. И монастырь этот так устроен, что время от времени в нём случаются кризисы. Мы с этим столкнулись впервые. Придётся приноравливаться к такой жизни. Ничего страшного в этом нет. Мы закалены бедностью, закалены всевозможными лишениями. Многие ещё помнят, как стояли в очередях за хлебом, мылом, молоком, помнят карточную систему, какие тогда были маленькие зарплаты.

- Приноравливаясь к этой капиталистической жизни, достаточно просто потерять ещё одно из древнейших человеческих качеств - совесть…

- Совесть, её наличие или нехватка - качество индивидуальное. Но в целом в обществе её явно не хватает. Многие научились договариваться со своей совестью. Ведь как рассуждают некоторые люди: все вокруг воруют. Воруют наверху, депутаты берут взятки, и министры берут, и мэры городов берут, и милиция берёт. А я что, хуже? Нет, я тоже так могу. Удобная индульгенция.

- Недаром же говорят, что воровство - наша национальная черта…

- Нет, это не национальная черта. Воровство существует во всех странах. Но есть сильные государства, где действует закон. А наше государство слабое. У нас закон не уважают, потому что за его неисполнение не наказывают. Безнаказанность - вот болезнь нашего общества. Я не знаю ни про один показательный суд над крупным казнокрадом. А где открытый суд над высокопоставленным взяточником?

- Дмитрий Лихачёв сказал, что порядочные люди нетерпимы не к власти, а к несправедливости, исходящей от власти. Как вам кажется, от нынешней власти какая именно несправедливость исходит?

- Их много. Людей, которые всю жизнь трудились, получая грамоты, медали, ордена, не уважают за их трудовые подвиги. Дело не только в выделении достойной пенсии. Человек уходит с работы - и о нём тут же забывают. Второе: сейчас после пожаров в домах престарелых пытаются навести порядок. А почему не наводят порядок в собесах, когда старики, инвалиды, больные люди вынуждены часами стоять в коридорах? А насколько несправедлива разница в том, как живут богачи и рядовые труженики! Эта разница в десятки, а то и больше раз позорна!

К культуре сегодня относятся пренебрежительно. В правительстве говорят так: «Сначала надо обустроить ЖКХ, медицину, образование, а потом уже будем заниматься театрами, книгами, музеями». Опасный путь. Такая практика отучает человека от культуры. В Советском Союзе многие жили в коммунальных квартирах. Но, если честно, с культурой тогда дела обстояли куда лучше, чем сейчас. Провинцию за последние 15 лет вообще лишили культуры. Раньше в глубинку приезжали кинопередвижки, библиотеки-читальни, выписывали журналы, новинки литературы. А сейчас библиотеки бедствуют, гастролирует только «фанера».

- Вы выступали против разрушения памятников, говорили, что с этого всегда и начинается произвол, которому не нужна гласность. А как же памятники Ленину, Сталину, Мавзолей опять же? Их тоже надо было все оставить?

- Я думаю, что не все памятники Ленину и Сталину надо было бы демонтировать. Глупо стыдиться своей истории, прятать её, отказываться и делать вид, что её не было. Всё было! Была Октябрьская революция, был 37-й год, были концлагеря, карточная система. Но ещё были Победа, колхозы, пятилетки. Это наша жизнь со всеми её ошибками и красивыми мечтами. Так зачем же её вычёркивать?

Досье

Даниил Гранин родился в 1919 г. Печататься начал с 1949 г. Наиболее известны романы «Искатели», «Иду на грозу», «Картина», документально-художественные произведения «Зубр», «Эта странная жизнь», «Обратный билет». В соавторстве с писателем А. Адамовичем написал «Блокадную книгу».

Смотрите также: