По следам Емельки Пугачёва. Как сейчас выглядят места боёв мятежного войска

Емельян Пугачёв © / Commons.wikimedia.org
«…Как вы, други мои, прежным царям служили до капли своей до крови, дяды и отцы вашы, так и вы послужити за свое отечество мне, великому государю амператору Петру Федаравичу. Когда вы устоити за свое отечество, и ни истечет ваша слава казачья от ныне и до веку и у детей ваших. Будити мною, великим государем, жалованы: казаки и калмыки и татары. И которые мне, государю императорскому величеству Петру Фе[до]равичу, винныя были, и я, государь Петр Федарович, во всех винах прощаю и жаловаю я вас: рякою с вершын и до усья и землею, и травами, и денежным жалованьям, и свиньцом, и порахам, и хлебныим правиянтам. Я, великий государь амператор, жалую вас, Пётр Федаравич. 1773 году синтября 17 числа», — гласил этот манифест, написанный 19-летним малограмотным казаком Иваном Почиталиным.    
   

Его встречали с хоругвями и песнями

С этого дня, согласно истории, и начинается триумфальное шествие по России войска под предводительством самозванца Емельки Пугачёва, который посмел назвать себя не кем иным, как супругом Екатерины II — Петром III.

После того как в июне 1774 года Пугачёв взял Казань, но не удержал её, он двинулся дальше. Переправился на правый берег Волги и решил двигаться в сторону родного Дона, где, как он был уверен, земляка точно примут.

Взяв крепость Дмитриевск, ныне город Камышин Волгоградской области, Емельян Пугачёв вошёл в столицу Волжского казачьего войска — Дубовку.

«Восстание Пугачёва» Олег Леонтьев, 2006. Фото: Commons.wikimedia.org

Этот удивительный маленький городок до сих пор хранит в себе память о тех далёких купеческих, зажиточных временах. Широкие улицы с фасадами старинных домов, украшенными резными наличниками, вековые дубы и мощёные волжскими булыжниками мостовые. 240 лет назад по ним шагал сам Пугачёв и его многотысячное войско.

Улицы Дубовки до сих пор сохранили купеческий вид. Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

«Пугачёва с хлебом-солью вышло встречать всё духовенство и все жители Дубовки в нарядных одеждах, с хоругвями, — рассказывает историк и краевед станицы Елена Борисова, — из Астрахани приехал астраханский казачий депутат Василий Горский. 32-летнему Пугачёву, назвавшемуся именем трагически погибшего царя, дубовские казаки даже присягнули на верность, тем самым признав в нём монарха».

С краеведом Еленой Борисовой мы идём по широкой Московской улице. Таких прямых и просторных улиц сегодня не сыскать даже в областном центре — Волгограде. Московская спускается до самой Волги. Именно по ней когда-то победоносно прошагал Пугачёв. Зданий, которые бы сохранили память о тех исторических событиях в Дубовке, к сожалению, не сохранилось. Не осталось ни камня и от дома атамана Макара Персидского, первого предводителя Волжского казачьего войска, в котором останавливался со своими соратниками предводитель русского бунта. Вместо него сейчас ровный заасфальтированный участок на берегу Волги. Мемориальная табличка с портретом атамана висит на здании бывшего кинотеатра. Сейчас там местное управление культуры, завешенное объявлениями о недавно прошедших выборах.

   
   

После казни Пугачёва на казачий городок навалились все беды и несчастья: духовенство было расстрижено и сослано, Волжское казачье войско упразднено, а самим казакам приказано переселиться на Терек и Кубань.

За то, что дубовские казаки присягнули на верность Пугачёву, Екатерина II не только повелела их выселить, но и запретила Дубовке впредь именоваться городом, а быть только посадом. А июльский пожар 1775 года и вовсе уничтожил все строения.

Дубовка, до этого являвшаяся одним из самых богатых поселений на Волге, стала постепенно приходить в упадок и в конце концов из центрального города губернии превратилась в небольшое районное поселение Волгоградской области с численностью жителей чуть более 10 тысяч человек.

Родную же станицу Пугачёва — Зимовейскую — Екатерина II повелела сравнять с землёй.

По этому берегу, по воспоминаниям современников, любил прогуляться Емельян Пугачёв. Фото: АиФ / Надежда Кузьмина 

Ничего не осталось и от Царицынской крепости, которую на протяжении нескольких дней Пугачёв безуспешно осаждал в августе 1774 года.

По данным историков, дом атамана Персидского стоял на этой площади. Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

Неприступная крепость Царицына

Сегодня сложно поверить, что когда-то в центре современного миллионника Волгограда стояла Царицынская крепость. Её сторожевая линия была самой крупной в Европе. По данным историков, в районе Аллеи Героев были расположены главные ворота в крепость, через которые в укрепление и пытался прорваться самозванец Пугачёв. Сейчас на этом месте жилой дом, магазины, рестораны. О том, что здесь была Царицынская крепость, не напоминает ничего. Осталась только малая часть валов сторожевой линии в Городищенском и Иловлинском районах, а также на северной окраине Волгограда. А между тем именно царицынский гарнизон смог отразить атаку пугачёвского войска, после которой он был вынужден отступить, и это стало одним из роковых его поражений.

«Комендант крепости Цепелев приказал сжечь форштадт и уничтожить суда, — рассказывает Елена Борисова, — 21 августа 1774 года Пугачёв попытался атаковать Царицын, но потерпел неудачу. Получив известие о прибывающем корпусе Михельсона, он поспешил снять осаду с Царицына и отступил».

Орудия пугачёвцев. Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

В Волгоградском областном краеведческом музее хранятся подлинные орудия того времени, из которых по Царицынской крепости палили пугачёвцы, а также последний манифест Емельяна Пугачёва, где он сообщает, что на его стороне — вся Россия.

Последний же свой бой с царскими войсками Пугачёв дал 25 августа, когда под Чёрным Яром (сегодня территория Астраханской области) его настигла армия под командованием Михельсона. Более 6000 человек было взято в плен, а сам Пугачёв с небольшой группой казаков, разбившись на мелкие отряды, был вынужден бежать за Волгу. Сентябрь оказался роковым для предводителя «бессмысленного и беспощадного» русского бунта. Спустя ровно год после своего первого манифеста, в сентябре 1774 года, Пугачёв был схвачен своими же соратниками и выдан царским войскам. Конвоировал мятежника Александр Суворов. Пугачёв был доставлен в столицу в кандалах и в железной клетке, предан суду, а после казнён в январе 1775 года на Болотной площади.