Жилищный кодекс надо сжечь. Копейка к тарифу ЖКУ даёт чемодан наличности

Президент поручил Генпрокуратуре «обратить внимание на проблему неоправданного роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги».

   
   

Проверки будут идти весь апрель, а начались они с изучения тарифов на воду. Как выяснилось, нередко людей вынуждают платить не только за потраченную ими воду, но и за красивую жизнь её поставщиков. В Татарстане, Алтайском и Краснодарском краях, Омской, Томской областях, ЯНАО и других регионах сбытовые компании включали в тариф выплаты топ-менеджменту, обслуживание автомобилей и дорогостоящую аренду офисов. «Поручаю всем прокурорам принять личное участие в решении проблем. Люди живут в неподобающих условиях — с дырявыми крышами, без тепла и воды... Поставьте себя на их место!» — заявил генпрокурор Игорь Краснов и сообщил, что в 2020-м ведомство выявило 344 тыс. нарушений в сфере ЖКХ. В основном это отсутствие готовности к отопительному сезону, необоснованное увеличение цен на услуги и низкое качество их предоставления. 

На сколько вырастут тарифы?

Почему завышаются тарифы и кто должен за это ответить? Стоит ли ждать заморозку тарифов в этом году? Эти вопросы «АиФ» задал председателю Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрею Широкову.

Татьяна Богданова, «АиФ»: — Андрей Вячеславович, прокурорские проверки показывают, что наш бедный народ платит ещё и за роскошные машины, особняки, санатории... Хочется спросить — доколе?

Андрей Широков:— Мне известен случай, когда на балансе водоканала стояла даже свиноферма... Впрочем, надзорные органы в первую очередь должны проверять и наказывать не ресурсоснабжающие организации, а чиновников, которые утверждают тарифы. Именно госструктуры (региональные энергетические комиссии, комитеты по тарифам) несут ответственность за финальные цифры, из которых потом складывается сумма в платёжке. Поверьте, любой поставщик ресурса желает по максимуму удовлетворить свои аппетиты. Задача регулятора как раз в том, чтобы проверить цифры на их обоснованность. Только почему чиновники «не замечают» в тарифах машины и прочие роскошества?

— И почему?

— В некоторых случаях из-за отсутствия должного профессионализма. Можно вгрызаться в каждую цифру и перепроверять её, а можно автоматически скидывать несколько процентов от тарифа, который предложил ресурсник. Коррупционная составляющая тоже может присутствовать. Одна копейка прибавки к тарифу иногда даёт чемодан наличности. И все довольны. 

   
   

— Кроме населения, платежи для которого становятся всё менее посильными. «АиФ», поддержите нас, пенсионеров, выступите за заморозку тарифов с 1 июля«, — написала нам одна из читательниц. Поддерживаете?

— Не думаю, что заморозка тарифов реальна... Этого не случилось (кроме ряда регионов) даже во время прошлого пандемийного года. На уровень инфляции, на 4–6%, стоимость ресурсов всё равно поднимут.

Я за то, чтобы тарифы были экономически обоснованными и прозрачными. То есть каждому потребителю и эксперту должны быть известны все составляющие затрат производителей и поставщиков услуг. Иногда нам отвечают, что структура тарифов — это коммерческая тайна! Но какая может быть тайна, если большинство производителей коммунальных услуг являются монополистами и ни с кем не конкурируют!

Для приготовления любого коммунального ресурса требуются ингредиенты, стоимость которых государство не ограничивает. Затраты на производство и развитие коммунальной инфраструктуры растут. Кроме того, изношенность сетей иногда доходит до 80%. Без денег (не только собранных с населения, но и бюджетных) такой объём не заменишь и не отремонтируешь. Поэтому государство должно устанавливать реальный тариф и помогать тем, кому он не по карману. Я имею в виду выплату бюджетных субсидий на оплату ЖКУ, правила предоставления которых давно пора менять. 

Сегодня субсидии получают лишь 3 млн семей, а нуждаются в таком виде господдержки намного больше. Реальные доходы населения официально упали на 5%, а неофициально на все 20%. Зарплата в 15–20 тыс. руб. во многих регионах считается хорошей, а с неё надо ещё заплатить за «коммуналку», еду, лекарства... Поэтому, во-первых, надо снизить федеральный порог предоставления субсидии с нынешних 22 до 10%, как это работает в Москве. Если расходы на ЖКУ превышают 10% доходов семьи, остальное должна компенсировать субсидия. Во-вторых, субсидию надо давать на всю жилплощадь, а не только на утверждённую норму. В одних регионах эта норма равна 18 кв. м на человека, в других — 14 или 22. Если квартира больше — за остальное платишь 100%. Некоторые умники говорят: мол, зачем помогать человеку, который живёт в большой квартире, — он может её продать и переехать в маленькую, «по норме», да ещё денег заработать. Но только не во всех городах это можно сделать, а пожилые люди вообще не хотят (да и не могут) заниматься переездами. Если ввести эти новации, получателей субсидий станет больше. И это будет реальной мерой борьбы с бедностью.

Нажмите для увеличения

«Cтрана нищих собственников»

— Годовой оборот в ЖКХ — 5,4 трлн руб., тарифы растут. Сказывается ли это на зарплате 3 млн рядовых работников отрасли?

— Зарплаты у тех, кто непосредственно готовит воду и тепло для домов, кто занимается их ремонтом и обслуживанием, низкие. Обычно ниже средних по региону.

— То есть сливки достаются поставщикам-монополистам?

— В общем, да. Расслоение общества, которое наблюдается в целом по стране, словно в зеркале, отражается в коммунальной сфере. Шикуют единицы, а большинство зарабатывает копейки.

— Недавно на профильной конференции один из экспертов ЖКХ заявил: «Жилищный кодекс надо сжечь!» Чем так провинился жилищный закон страны?

— Тезис не мой, но я с ним согласен. Жилищное законодательство не соответствует реальной жизни, коммунальная инфраструктура ветшает, а многие собственники жилья не в состоянии нести бремя ответственности за его содержание. 

Объявив в 90-х бесплатную приватизацию, мы пошли по пути легализации собственности на жильё. В европейских странах соотношение арендного жилья и собственного 60:40 или 70:30, в США примерно 50:50. У нас почти 90% жилфонда в частной собственности. А по ст. 210 ГК бремя ответственности за него лежит на собственниках. При этом у нас до сих пор нет такого объекта недвижимости, как многоквартирный дом. В Росреестре регистрируются только квартиры-ячейки, всё остальное общедомовое имущество, как правило, не описано и в реестре не указано. Как так? Зато ст. 20 ЖК даёт право штрафовать ТСЖ и управляющие организации за каждый чих. А кто страдает? Всё те же собственники, потому что деньги на штрафы идут с собранных УК средств на содержание их домов. Местные бюджеты пополняются миллиардными штрафами, со всех собственников квартир собираются ещё и налоги на недвижимость. Но возвращаются ли эти деньги в жилфонд? Нет. Они из него только высасываются. И для собственников придумали ещё один оброк — взносы на капремонт, который для некоторых домов случится не раньше 2030—2040-х гг.

Мы превратились в страну «нищих собственников». Сначала через «льготную» приватизацию, теперь ещё и благодаря ипотеке. Но почему не развиваем другие варианты решения жилищной проблемы? В очереди на жильё стоят 2,5 млн человек. Социального жилья у государства почти не осталось, оно занято, а на строительство нового в бюджетах нет денег. Почему бы не развивать аренду, в том числе субсидируемую, чтобы часть арендной платы компенсировалась из бюджета. Для многих очередников гораздо выгоднее снимать жильё и уже сегодня жить в хороших условиях, чем десятилетиями ютиться в некомфортных комнатках.