Выстроились по росту. С 1 июля тарифы на «коммуналку» подрастут почти на 10%

Пройти «между струйками» – интересами поставщиков и потребителей услуг ЖКХ – властям непросто. © / istockphoto.com

Рост тарифов на услуги ЖКХ с середины лета для большинства россиян — событие неприятное, но ожидаемое. Но так ли неизбежна эта индексация, как её малюют?

   
   

«Заморозка» не вечна

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги в России не индексировались довольно давно — в предыдущий раз это было ещё в 2022 году. Правда, тогда расценки поднимали дважды, в общей сложности почти на 20%.

Часть экспертов полагает, что после такой паузы ждать роста было справедливо, ведь остальные цены за это время ощутимо изменились. «Необходимо учитывать общие инфляционные процессы, а также рост зарплат сотрудников сферы ЖКХ, — считает доцент Базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы РЭУ им. Плеханова Юлия Коваленко. — К тому же происходит рост цен на оборудование, которое используется в обеспечении населения водой, электричеством, газом. Все эти факторы влияют на стоимость коммунальных услуг».

«Заморозка» тарифов в любом случае не может длиться вечно — оплачивать её приходится бюджету, то есть в конечном счёте нам, налогоплательщикам. Но, конечно, рост тарифов на «коммуналку» ударит по кошелькам россиян уже непосредственно. Если цифры в платёжках подрастут на 10%, то соцвыплаты, например, в апреле проиндексировали только на 7,4%.

Начать надо с ревизии

Однако в необходимости роста тарифов уверены далеко не все. Например, член Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ Константин Крохин полагает, что в России достаточно ресурсов для того, чтобы обойтись без их повышения как минимум в течение 1–2 лет: «У нас очень неэффективно работают ресурсоснабжающие организации. Это по их вине минувшей зимой произошли многочисленные коммунальные аварии. У ресурсников высокие тарифы и непрозрачная деятельность. И я бы начинал наведение порядка в этой сфере с оценки эффективности деятельности таких компаний и их руководителей. Вот когда будет проведена ревизия, тогда и можно будет говорить о том, сколько и на какие цели не хватает средств».

«Для снижения затрат на ЖКХ необходима коренная перестройка в самом коммунальном хозяйстве, — полагает доцент кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФ Ольга Борисова. — Целесообразен переход на умные приборы учёта, но он только начинается». По словам эксперта, это заставит собственников жилья более рационально расходовать ресурсы, а компании — поставщики услуг — модернизировать имеющуюся инфраструктуру.

«Перед очередным повышением тарифов надо провести полный аудит отрасли — финансовый и технический, — говорит зампред Комитета Госдумы РФ по строительству и ЖКХ Александр Аксёненко. — Напомню, что уже осенью Госдума ждёт от Счётной палаты первые результаты проверки всех концессионных соглашений в сфере ЖКХ». Но это, по его словам, только бухгалтерский аудит, тогда как чёткого ответа на вопрос, в каком реальном состоянии находятся инженерные коммуникации по стране, всё равно нет.

   
   

«Поэтому мы хотим сначала увидеть полную картину того, что происходит в отрасли, и только потом уже проводить индексацию согласно официальному уровню инфляции», — заключил Аксёненко.

Понижая планку

Напомним, что индексация тарифов ЖКХ — это всего лишь механизм регулирования, предельный показатель, на который регионы имеют право повышать тарифы. Но они могут и вовсе их не повышать, и такие примеры имеются.

Например, в Санкт-Петербурге, где верхняя планка роста тарифов установлена федеральным правительством на уровне 9,8%, местные власти снизили её до 9,4%. Вроде бы мелочь — какие-то десятые доли процента, но всё равно приятно. А руководство Республики Хакасия, где по распоряжению правительства РФ и так был установлен наименьший потолок роста тарифов в 4%, решило пойти ещё дальше. И в итоге расценки на коммунальные услуги (за исключением электроэнергии) для местного населения, установленные ещё с 1 декабря 2022 года, оставили неизменными до 1 июля 2025 года. Что же получается — можем, когда хотим?

По мнению экспертов, следующую индексацию «коммуналки» стоит ожидать ровно через год. Какой именно она будет и на сколько вырастут предельные показатели роста цен, пока неизвестно. Минстрой в своих прогнозах уже давал примерный ориентир — 5,7%. Совпадёт ли реальность с прогнозами, покажут суммы в платёжках.

 

Кстати

Какие изменения в законах, касающиеся наших доходов и расходов, вступят в силу с 1 июля

  1. Усложнится выдача кредитов — банки обяжут обращать особое внимание на предельную долговую нагрузку (ПДН) клиента. Если она свыше 50% (то есть человек уже отдаёт на обслуживание ранее выданных кредитов и займов свыше половины своих доходов), то получить новый кредит станет труднее. Это касается в том числе и автокредитов.
  2. Банковские комиссии при оплате квитанций за ЖКУ отменяются для пенсионеров, многодетных родителей, инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семьи погибших участников боевых действий и Великой Отечественной войны, а также членов семьи умерших ветеранов с инвалидностью. Причём это касается как основной платы, так и пеней.
  3. Правила назначения накопительной пенсии упрощаются. Сейчас её назначают одним из трёх способов: единовременной выплатой, пожизненной ежемесячной выплатой, выплатой на определённый срок. Выбор способа — за получателем, но есть нюансы. В частности, сейчас единовременную выплату можно получить, если расчётный размер накопительной пенсии меньше 5% от суммы страховой пенсии по старости и накопительной пенсии. В других случаях пенсионные средства выдавались либо на определённый срок, либо в виде ежемесячной выплаты. С 1 июля, чтобы получить всю сумму сразу, нужно, чтобы размер ежемесячной выплаты составлял 10% или менее от величины федерального прожиточного минимума на пенсионера (13 290 рублей). То есть, чтобы получить единовременный платёж, сумма ежемесячной выплаты должна быть меньше 1329 рублей.
  4. Вырастет госпошлина за выдачу загранпаспорта нового поколения. Взрослым за документ нужно будет заплатить 6 тыс. рублей (вместо 5 тыс. рублей ранее), за паспорт для детей до 14 лет — 3 тыс. рублей (ранее — 2,5 тыс. рублей).
  5. Крепкий алкоголь в розничной продаже подорожает из-за роста минимальной розничной цены (МРЦ). Например, водка станет стоить 299 рублей за 0,5 литра (вместо 281 рубля), коньяк — 556 рублей (вместо 517 рублей). Кроме того, гостиницы и рестораны, которые продают алкоголь порционно, с 1 июля будут обязаны передавать в базу ЕГАИС информацию о каждой продаже или использовании крепких напитков. Это касается даже небольших порций (например, при добавлении алкоголя в то или иное блюдо).