Управдом тебе товарищ! Как приструнить нечестных коммунальщиков?

Судя по статистике надзорных органов московского региона, далеко не все управляющие компании дружат с законом. Но таких находят, штрафуют, а самых упрямых лишают лицензии.

   
   

Если расходы на грядущий капремонт могут сократить лишь отдельные категории горожан, то уменьшить траты по традиционным платежам за содержание дома и коммунальные ресурсы, в принципе, может каждый. Потому что «обсчитать» (случайно или намеренно) вас могут по многим строкам единого платёжного документа. Давайте разберёмся, где именно прячут фиктивные расходы.

Вода - золотая жила

За последние 5 лет сфера управления жилыми домами в столице кардинально изменилась к лучшему. В частности, в городе заканчивается лицензирование «управдомов», в результате чего 43 компании ушли с этого рынка (18 отказали в лицензии, а 25 даже не подавали на неё документы). Разрешение на обслуживание зданий получило или продлило уже более 140 организаций. К сожалению, это не значит, что все они идеально работают. Как подтвердили «АиФ» в Мосжилинспекции, за 8 месяцев 2015 г. они получили более 49 тысяч жалоб от жильцов столичных домов (см. таблицу). Одна из частых причин для вызова инспектора - подозрительные платежи за отопление. Например, «Жилищник р-на Коньково» незаконно «вешал» тепловые потери на жителей с ул. Академика Волгина, из-за чего в этом году люди переплатили 718 тыс. руб. А «УК Тимирязевская» проделала такой же номер с многоэтажкой на Дмитровском шоссе - там народ отдал за отопление на 267 тыс. больше, чем следовало.

Другая удобная для манипуляций строка - это услуги водоснабжения. Обычно цифры пляшут в квитанциях на квартиры, где не установлены водные счётчики. Помните, нам грозили, что по этажам будут ходить и проверять (в том числе с помощью опросов соседей), человек реально живёт в конкретной квартире? Так хотят исключить ситуации, когда зарегистрирован на квадратных метрах один гражданин, а живёт целая дюжина. Жителю дома № 50 по Амурской ул. пришлось обращаться за помощью в надзорные органы, чтобы добиться честных сумм в своей платёжке. Выяснилось, что управляющая компания выставляла гражданину счёт за воду на трёх человек на основании незаконного акта обследования его квартиры (из-за чего набежало лишних почти 46 тыс. руб.)

Самые частые жалобы
Техническое состояние и ремонт общего имущества 15 463
Содержание и текущий ремонт жилых помещений 14 853
Деятельность управляющих компаний 9009
Оплата ЖКУ 7757
Данные с начала года по 9 сентября

Плати за уплаченное

Что касается товариществ собственников жилья и жилищных кооперативов, которые сами управляют своим домом, то тут могут быть иные приписки - связанные с расходами на деятельность этих объединений. Например, обитатели дома № 13 по Липецкой ул. три года платили членские взносы - между прочим, по 5 руб. за м². Инспектор, вызванный жителями, установил, что ЖСК «Каунас» тянул деньги одновременно из кошельков граждан и из городского бюджета (в московской субсидии, которую получают управдомы на содержание и ремонт общего имущества, уже заложены услуги по управлению многоэтажкой). Примечательно, что правление ЖСК, получив нагоняй, так и не сделало перерасчёт. Мосжилинспекции пришлось через Нагатинский районный суд добиваться этого, чтобы отстоять права горожан.  

Кстати, многие москвичи уверены, что обнаруженные «излишки» денег виновные должны тут же

возвращать собственникам квартир. Но это не так. «Если установлено, что расчёт за коммунальную услугу был произведён по завышенным тарифам или объёмам, управляющая организация обязана произвести корректировку начислений, - объяснил «АиФ» Олег Кичиков, начальник Мосжилинспекции. - Переплата остаётся на лицевом счёте собственника и идёт в зачёт следующих платежей именно по тем услугам, за какие вы отдали больше денег, чем следовало (согласно ПП РФ № 354 от 06.05.2011)». 

То есть накопленные излишки (например, по отоплению) нельзя пустить на оплату всего единого платёжного документа. Просто в строке «отопление» у вас будет значиться ноль, пока переплата не исчерпает себя. Итак: чтобы выяснить, насколько честны платежи, вы должны сначала обратиться в управляющую компанию, а если сомнения остаются, - в Мосжилинспекцию (как подавать туда заявление - смотрите на mgi.mos.ru).

   
   

Тариф местный, «Незаконный»

Для жителей Московской области можно порекомендовать то же самое (только информацию о том,

как жаловаться, они должны искать на gzhi.mosreg.ru). «Если управляющая компания глуха к просьбам жителей - мы их услышим», - говорит Вадим Соков, руководитель Госжилинспекции Московской области. Кстати, халтурщики должны не только вернуть переплату на счета собственников, но и зачастую заплатить немалый штраф в бюджет. Например, компанию «Авиасвет» из Красногорского района наказали на 450 тыс. руб. за то, что она продолжала выставлять жильцам счета с недействительной лицензией. 

За некачественные услуги должна внести в казну 880 тыс. руб. и компания «Прогресс» из Ногинска. Воспитывают рублём не только организации, но и конкретных должностных лиц (так, в начале сентября на 50 тыс. рублей обеднел главный инженер предприятия «Жилой дом» из Павловского Посада). Под раздачу попадают и муниципалитеты. В частности, в «чёрный список» недавно записали администрацию Химок. «Проверка установила, что контрольный орган, который должен следить за муниципальным жилфондом, в Химках создан только на бумаге, - объясняет В. Соков. - Кроме того, там незаконно установили дополнительную плату за сбор и вывоз бытовых отходов, хотя эта услуга должна «сидеть» в строке «содержание и ремонт». Ещё одно выявленное нарушение - в Химках дей­ствовал дифференцированный тариф на содержание и ремонт в зависимости от этажа, на котором находится квартира». Что касается территорий, где чиновники не любят общаться с народом по поводу жилищно-коммунальных услуг, независимые эксперты ставят на первое место Раменское, Каширу и Талдом.

Вы скажете: вот пускай надзорные органы и выискивают тех, кто плюёт на закон и зарабатывает на жилищно-коммунальных услугах, а простые жители не обязаны разбираться в тарифах и нормативах. Да, но платим за потребление ресурсов и содержание дома мы, а не инспекторы жилищных инспекций. 

«Не хватит никаких надзорных инстанций и ведомств, чтобы держать под постоянным контролем все дома, - уверена Юлия Белехова, возглавляющая Ассоциацию председателей советов многоквартирных домов Подмосковья. - Собственники должны быть самыми активными контролёрами. И сейчас для этого есть все возможности. Например, с этого года изменилась система приёмки домов. Зачем это делать? Чтобы узнать, готовы или нет многоэтажки к отопительному сезону. Итак, в паспорте на здание должны расписаться: управляющая компания, администрация муниципального образования и три собственника (или совет данного многоквартирного дома). Раньше в этом документе была графа «подпись общественности», где мог поставить закорючку любой прохожий. Для того чтобы собственники знали, как проверить свой дом на готовность к зиме, мы проводим бесплатные семинары. Плюс каждую неделю в одном из муниципальных образований региона проходит форум «Управдом», на который собираются эксперты из профильных министерств и в режиме онлайн общаются с населением (расписание этих мероприятий смотрите на сайте Главного управления социальных коммуникаций Московской области politika.mosreg.ru)».

Получается, сегодня за жилищно-коммунальные услуги меньше платит не самый экономный, а самый ответственный жилец?