В плачевном состоянии. Что делать, если не устраивает управляющая компания?

К устным и письменным жалобам в свой собственный адрес многие «управдомы» относятся весьма наплевательски, но если уставший от «завтраков» собственник обращается в жил­инспекцию, это тут же меняет скорость исполнения и качество услуг, которые должны оказываться обитателям квартир. 

   
   

Потому что инспекторы приезжают быстро, а штрафы за халтуру весьма ощутимы. Например, Мосжилинспекция в 2015 году наказала лентяев примерно на 500 млн руб. В Подмосковье штрафная сумма за то же время собралась поменьше, но проверки и там идут в ежедневном режиме.

Только за несколько предновогодних дней в области было выявлено 267 нарушений жилищного законодательства и наложено 137 штрафов на 5 млн руб. В Люберецком районе карали за плохие коммунальные услуги, в Ногинском - за срыв сроков подготовки домов к зиме, ну а три ТСЖ из Одинцовского района должны выплатить в общей сложности 450 тыс. руб. за «непредоставление сведений о состоянии домов».

«За 2015 год число обращений в Госжилинспекцию выросло в полтора раза, - говорит Вадим Соков, главный государственный жилищный инспектор Московской области. - Это свидетельствует о доверии людей нашему надзорному ведомству, но главное - то, что повышаются требования жителей к качеству коммунальных услуг и условиям жизни». Кстати, совсем недавно эта организация вместе с подмосковным Министерством ЖКХ подписала документ о сотрудничестве с Ассоциацией председателей советов домов. «В Подмосковье от собственников не бегают, - считает глава ассоциации Юлия Белехова. - Да, не всё и не везде гладко, но самое важное - профильные министерства не боятся открыто общаться с людьми». 

Читайте также: Двойные платежи, завышение цен: как управляющие компании обманывают людей

А жильцы между тем иногда забывают, что обязанности есть не только у управдомов, но и у населения домов. И в надзорные органы жалуются в том числе и на соседей, например, наглухо закрывающих дверь на общий балкон (см. инфографику). «Есть Жилищный кодекс РФ, нарушать который нельзя, - объясняет Евгения Юнисова, исполнительный директор Ассоциации ТСЖ и ЖСК. - Пожарные выходы в доме нельзя закрывать на ключ (но можно - на задвижку типа «Антипаника», что позволит выйти из дома в экстренном случае). Если вы хотите что-либо изменить в здании или во дворе, то не занимайтесь самодеятельностью, а решайте все вопросы на общедомовых собраниях с участием управляющей компании».

Жалуемся  на  «управдома»,  если...

  1. Ваши счета за жилищно-коммунальные услуги внезапно увеличились.
  2. Чердак, подвал и крыша содержатся в плохом состоянии (а также лоджии, козырьки, лестничные клетки и другое общедомовое имущество). 
  3. Управляющая компания не предоставляет информацию о том, что было сделано в доме и по каким расценкам.

На сайте Мосжилинспекции (раздел «Обращения граждан») вы найдёте типовой универсальный бланк для жалоб. 

   
   

На сайте жилищной инспекции Московской области (раздел «Документы») можно скачать «заготовки» по конкретным темам. 

Кроме того, там есть образец искового заявления, если по вине УК (или соседей) нанесён ущерб вашему имуществу. Например, когда из-за дырявой крыши каждый дождь приводит к протечкам в квартире. Обратите внимание - заполненное исковое заявление надо подавать не в инспекцию, а в суд, причём самостоятельно. И надзорные органы не имеют права представлять ваши интересы в суде.

Читайте также: От общего к частному. Как правильно оплачивать домовые нужды?