Опережая темпы. Вице-губернатор Кубани — о проблемах транспорта и ЖКХ

В Краснодарском крае, как и в других регионах России, немало вопросов о наболевшем: это и заторы на дорогах, и подача ресурсов, и обеспечение жителей энергией. Как показывает практика, задачи решаются довольно уверенными темпами. Вице-губернатор по вопросам ТЭК, ЖКЖ и транспорта Александр Трембицкий рассказал «АиФ» о текущей ситуации в курортной инфраструктуре и сфере жилищно-коммунального хозяйства края, а также ответил на вопросы, касающиеся альтернативной энергетики.

   
   

Преимущество — в скорости

Алиса Катина, «АиФ-Юг»: Александр Александрович, в летний сезон для Краснодарского края одна из главных проблем — это заторы на подъездах к морю. Пробки возникают не только из-за ремонта трасс, но и из-за их низкой пропускной способности. Стоит дорога в Крым до самого въезда на Керченский мост, М-4 Дон до Джубги и далее по направлению к Сочи. Как решаются эти проблемы?

Александр Трембицкий: Проблема с низкой пропускной способностью для нас действительно актуальна. В первую очередь непростая ситуация на трассе М-4 Дон, по которой отдыхающие едут в сторону Сочи и Геленджика, в направлении Новороссийска, через Краснодар. Загрузка колоссальная. Усугубилась ситуация еще и со времени открытия Крымского моста. Как итог — в сторону полуострова через Краснодарский край идет довольно серьезный поток автомобилей со всех регионов страны.

Потому на правительственном уровне принято решение о строительстве дороги А-289 протяженностью чуть менее 12 км с четырьмя и шестью полосами. Она пройдет в сторону Крымского моста как одна из частей системы подходов к мосту (федерального значения). Полностью закончится реализация проекта в 2024 году. Первый этап строительства в районе Славянска-на-Кубани начнется зимой 2021 года. И это уже на начальных этапах позволит разгрузить транспортные походы к Краснодару. Часть транспорта, транзитом проходящего через город, пойдет в обход населенных пунктов. А ведь одна из проблем в крае — как раз то, что старый дорожный фонд в направлении Черноморского побережья проходит через территории станиц и малых городов. Соответственно, это увеличивает аварийность, в том числе с участием пешеходов. И реализация проекта позволит ее снизить, разгрузить трассы.

Участок трассы М-4 «Дон» в Краснодарском крае. Фото: РИА Новости/ Виталий Тимкив

Есть и другие планы. Это еще одна автодорога, которая входит в инфраструктуру подходов Крымского моста. А именно — строительство Дальнего западного обхода Краснодара. Таким образом мы разгрузим транспортную сеть города, избавимся от всего транзитного транспорта в городской черте (особенно проблемные в этом плане Тургеневский мост и Ростовское шоссе). То есть перераспределим грузопотоки с Новороссийского транспортного узла и плюсом получим не менее важный эффект —улучшение экологической ситуации. Стабилизируется ситуация и с летними заторами в центре Краснодара. Ну и, конечно, это должно способствовать ускорению экономического развития кубанской столицы. Первый этап строительства Дальнего обхода начнется в муниципальных образованиях с Динского и Красноармейского районов.

Что касается направлений в сторону Сочи, то Минтранс уже начал разработку мероприятий по модернизации маршрутов «Джубга — Сочи» и «Горячий Ключ — Новороссийск». Мы понимаем, что существующая транспортная инфраструктура не позволяет пропустить весь пассажиропоток, всех приезжающих на кубанские курорты. Потому на этой части М-4 Дон также будут проведены необходимые работы.

Ну и есть проекты регионального значения. Сейчас ведется строительство Яблоновского моста в Краснодаре. Мы уже на втором этапе строительства, установлены три из семи опор с левой стороны реки Кубань, ведется монтаж металлоконструкций, и вскоре начнут устанавливать пролеты. Когда объект будет готов, мы разгрузим Тургеневский мост и часть города в час пик.

   
   

— Каких результатов удалось достичь по итогу двух лет реализации на Кубани национального проекта БКАД («Безопасные и качественные автомобильные дороги»)?

— Краснодарский край — один из немногих субъектов страны, который завершает работы гораздо раньше планируемых сроков исполнения. Если в 2019 году мы закончили работы по «Безопасным и качественным дорогам» на два месяца раньше, то в этом году нам удалось завершить их уже на четыре месяца раньше намеченного срока. В чем преимущество? Это позволяет нам приступать к реализации следующих периодов заранее. Сейчас мы приступили уже к мероприятиям 2021 года, вместо того чтобы ждать следующего сезона.

Наглядно реализацию нацпроекта можно проследить по уменьшению заторов, которые связаны с ремонтом на наших трассах. Их количество значительно уменьшилось. Не обходится, конечно, без эксцессов, но в основном мы стараемся ремонтировать дороги до и после курортного сезона, «уходить» в периоды максимального транспортного потока. Если в цифрах — в 2019 году мы отремонтировали 137 объектов, а в 2020 — 200 (193 — в агломерациях и семь — регионального значения). В этом году мы также получили дополнительные средства из федерального бюджета, на которые смогли отремонтировать 21 км региональных дорог, и ремонт более 60 км местной дорожной сети — в Сочинской и Новороссийской агломерациях в завершающей стадии. Переходя в 2021 год, мы рассчитываем, что даже при отсутствии дополнительного финансирования сможем отремонтировать около 190 км дорог.

К новому курортному сезону готовы

— Еще один «курортный» вопрос. Воду этим летом в Геленджике и Новороссийске в лучшем случае подавали по графику. Страдали как отдыхающие, так и местные жители. В чём причины и как с этим справляетесь?

— Геленджик и Новороссийск получают большую часть воды из одного источника — это Троицкий групповой водопровод. Проблема копилась десятилетиями, объем подаваемой воды один и тот же, а города растут, и количество населения увеличивается. В частности, Геледжик ранее развивался бесконтрольно, и инженерные сети в итоге перегружены. В летний сезон там требуется до 50 тысяч кубометров воды в сутки, а водопровод дает лишь 32-33 тысячи. Остальное курорт должен дополучить из собственных источников, но они, к сожалению, столько не дают. Дивноморский водозабор, к примеру, зависим от осадков, но в этом году в Геленджике их выпало критически мало. Новороссийск и вовсе от Троицкого водопровода получает 80% объема воды. И источники также не дают нужное количество. Отсюда — графики подачи воды. Нам пришлось разработать целый комплекс мер по решению этой проблемы. Если разгрузим групповой водопровод за счет новых источников в Геленджике, то Новороссийску должно хватить. Сейчас этим вопросом занимаются специалисты «Кубань Геологии» и Росгеологии, и они уже нашли принципиальное решение: как до конца зимы-2021 к началу курортного сезона устранить проблему (капитальный ремонт, разработка нового месторождения, строительство сборного водовода и скважин).

Сейчас ведется строительство новой нитки Троицкого водопровода с выводом в ремонт существующей нити. К окончанию строительства в 2022 году мы увеличим подачу воды на пять-семь тысяч кубов в сутки. Это снимет аварийность. Дело это не быстрое, но результат обещает быть хорошим.

Плюс в Геленджике будет вестись разработка Пшадского месторождения пресных вод. Расчетные запасы воды там порядка 40 тысяч кубов в сутки. Но эта история уже на три-четыре года. Во всяком случае, те мероприятия, которые сейчас ведутся, позволят нам войти в курортный сезон без таких проблем, которые возникли в этом году. Это не уровень Краснодарского края — оставлять гостей без водоснабжения.

«Проблемы надо решать заранее»

— Летом в Краснодаре часто случаются аварии на энергетических сетях. Город слишком быстро вырос. Мощностей, особенно в жару, когда на полную работают кондиционеры, не всегда хватает. Когда Краснодарcкий край забудет об отключениях электричества?

— На территории края довольно мало собственной генерации энергии, потребность мы обеспечиваем частично. Из крупных — это ТЭЦ в Краснодаре, в Сочи, в Адлере. Остальные средние и малые не позволяют в полной мере обеспечить электроэнергией население Кубани. Однако проблема не критична, потому что энергетики грамотно управляют перетоками из соседних регионов (Ставрополье и Ростовская область). Таким образом, в целом край наш обеспечен по высокой линии напряжения. В основном проблематика — в быстром росте городов. Миграция большая, серьезные темпы строительства, за которыми, к несчастью, не всегда успевает инфраструктура. В конечном счете возросшие нагрузки привели к авариям. По двое-трое суток жители некоторых районов Краснодара в этом году оставались без света. Здесь спасибо стоит сказать ПАО «Россети Кубань», которые оперативно реагировали, потому что АО «НЭСК» не справлялись. Время, за которое устранили эти серьезные аварии, — это было довольно быстро, ведь «гасли» целые микрорайоны.

По поручению губернатора Вениамина Ивановича Кондратьева создан оперативный штаб. В этом году мы разработали и согласовали схему перспективного развития электроэнергетки Краснодарского края на 2021-2025 годы. Для каждой организации мероприятия, изложенные в дорожной карте, будут обязательны к исполнению. За последние пять лет ряд инвестиционных проектов уже реализован. Модернизированы многие подстанции. Да, ремонтные работы — тоже неудобства для населения. Но лучше отключить энергию на несколько часов, чем допустить в последующем аварию, которую могут решать гораздо дольше. Следующим летом мы уже не получим таких проблем.

— В продолжение темы. Недавно шли разговоры о развитии альтернативной энергетики, строительстве ветряных станций. Как обстоит дело с переходом на «зелёную» энергию?

— Возобновляемая энергетика — это наша перспектива, будущее. Сейчас, к сожалению, это не настолько развито и пока слишком дорого. Но мы понимаем, что приоритет должны отдать экологичности. Да, нет более дешевой электроэнергии, чем угольная, но разница во вреде, который мы наносим природе.

В Краснодарском крае получает развитие солнечная, ветряная и геотермальная энергетика. Ветропарк планируется строить в Темрюкском районе (мощность — 72 МВт). Инвестиционные проекты с использованием солнечной энергии планируется реализовать в Мостовском, Лабинском, Северском районах, Армавире. Ориентировочная мощность — более 150 МВт. Общий объем инвестиций в «зеленую» энергетику Кубани — свыше 20 млрд рублей.

— На подготовку к зиме коммунальной инфраструктуры Кубани в этом году из всех источников направлено более пяти млрд рублей. Какие самые масштабные работы уже выполнены?

— Начиная с 2016 года мы проходим отопительные сезоны безаварийно. Это не значит, что без проблем, но все инциденты устраняем в течение 24 часов. В 2019-2020 году таких поломок было всего 13. Мы проводим большие работы по подготовке к зиме. Когда-то начинали с 900 млн рублей, сегодня это уже пять миллиардов. Это средства из бюджетов всех уровней, инвесторов, частных компаний. В этом году мы взамен старых построили 30 новых котельных, 11 из них — для соцобъектов (10 — на средства бюджетов, 20 — на средства теплоснабжающих предприятий).