О проблемном лифтовом хозяйстве страны «АиФ» писал не раз. Новая глава этой истории: у 70 тыс. лифтов (из тех 600 тыс., что есть в России) в конце года истекает срок службы. По закону отработавшие своё подъёмные устройства должны отключить. Выходит, нам придётся штурмовать лестничные пролёты для того, чтобы попасть домой?
— В целом она критическая. Дело в том, что в своё время Россия сама настояла на внесении в регламент Таможенного союза требования о предельном сроке эксплуатации лифта в 25 лет. В соответствии с этим положением у нас теперь, начиная с 2025 года, ежегодно должно выбывать по 70 тыс. лифтов. А к массовой замене мы совершенно не готовы. Нет ни денег на такое дорогостоящее мероприятие, ни новых кабин.
Проблема нарисовалась не сейчас. О ней говорили давно, но никто ничего не делал. Это твёрдая двойка тем, кто отвечает за отрасль.
Скрипит и трясётся
Евгений Никтовенко, «Аиф»: Если следовать регламенту, в конце года под бой курантов часть лифтов должны остановить. Это вероятный сценарий?
Константин Крохин: Вряд ли это произойдёт. Скорее всего, Ростехнадзор волевым решением продлит срок службы всех подъёмников, подлежащих замене. Надёжности лифтам это, впрочем, не прибавит.
— Как часто должны проверять исправность наших лифтов?
— По регламенту освидетельствование состояния лифтов проводится ежегодно. Но по факту законы часто не исполняют, отчасти из-за того, что в проверяющих компаниях острый дефицит квалифицированных специалистов. Кроме того, во многих регионах на этом рынке доминируют монополисты, что также не способствует наведению порядка.
Никто не заинтересован в отключении лифтов и недовольстве граждан. Все требуют от проверяющих и ремонтных компаний немедленно включить подъёмники, что они и делают. Людям же останется лишь рассчитывать на то, что лично их опасность минует.
— А как я могу понять, что в кабине притаилась опасность?
— В каждой кабине есть табличка, в которой указываются грузоподъёмность, производитель и год выпуска, к которому достаточно прибавить максимально разрешённый срок эксплуатации — 25 лет. Так вы и узнаете, выработал ли лифт свой ресурс или ещё нет.
Если же кабина «скрипит, визжит, трясётся» — это верные признаки плохого обслуживания и скорой поломки. Тут для собственной безопасности нужно обратиться в обслуживающую организацию (её телефоны есть на всё той же табличке) и сообщить о проблеме в управляющую компанию. Если реакции не будет, можно обратиться в жилищную инспекцию и, в самом крайнем случае, в прокуратуру. Надзорные ведомства знают о плачевном положении дел в лифтовом хозяйстве, поэтому реагируют на жалобы граждан быстро и адекватно.
Где найти 26 миллиардов?
— Сколько нужно денег на решение первоочередных проблем в нашем лифтовом хозяйстве?
— В Госдуме озвучивали цифру в 26 млрд рублей. Это примерно адекватная оценка.
— Где можно найти эти деньги?
— Смотрите, в составе платёжек за услуги ЖКХ есть взносы на капремонт. Мы все их платим уже десятилетиями. Если накопившиеся средства не переводить в «общий котёл», часть проблем с лифтами можно будет решить.
— Есть какое-то системное решение, чтобы обходиться без авралов каждый год?
— Конечно. Нужно сократить случаи неэффективного использования средств и прямого воровства. Только эта мера даст экономию до 30% по всей системе капремонта. Кроме того, необходимо создать отдельное министерство или агентство ЖКХ, как это и было во времена СССР. Пока же наша «коммуналка», по сути, ходит в падчерицах у мачехи-стройки в Минстрое.
— Свои производители лифтов у нас есть. Другое дело, что доля иностранных комплектующих в их продукции — от 30 до 70%. Ранее узлы и агрегаты закупали у западных компаний, теперь их заменили китайские и корейские. Сейчас мы зависим уже от них.
— Мы ракеты в космос запускаем, неужели с комплектующими для лифтов не можем справиться?
— Раньше могли, сейчас — нет. Долгое время «эффективные» менеджеры фактически разваливали отрасль — считалось, что выгоднее купить за рубежом готовую продукцию, чем развивать собственное лифтостроение. В результате утеряны компетенции, опыт, практически нет нужных кадров.
Полезен ли подъём по лестнице
Норм — при каких заболеваниях сколько ступенек нужно пройти — не существует. Надо ориентироваться на самочувствие. Не должно быть боли за грудиной, затруднённого дыхания, внезапной слабости. Также нужно учитывать, что спуск по лестнице — более трудная задача, чем подъём, особенно для суставов, коленей и менисков.