Шахтерская столица всегда поражала гостей чистотой, которую местные жители воспринимали как должное. Времена изменились не к лучшему, но стихийная свалка или переполненный контейнер приравнивается дончанами к личному оскорблению. Последние месяцы мусор откровенно берет верх, и легендарный местный клич «Давайте поставим памятник коммунальщикам!» сменился нытьем в чатах.
Корреспондент aif.ru заступил на «мусорную вахту» в Донецке, чтобы узнать грязные тайны местной сферы ЖКХ. И попытался понять, кто и зачем втыкает ножи в мусороуборочные машины; почему водители предпочитают увольнение рейсу в «элитный» центральный район; отчего мусорщики зарабатывают хорошо, но бегут в зону СВО; что делать, если в контейнере нашел гранаты, и как диверсанты маскируются под сотрудников коммунхоза?
Под обстрелом и по минам
Под утро сон разрывают уже знакомые звуки прилетов украинских «хаймерсов», вскоре начинаются артдуэли — и под такой аккомпанемент у мусоровозов начинается смена. Громадный МАЗ с водителем и грузчиком плавно выезжает с базы на восток города. В такую машину можно загрузить 90 контейнеров с отходами, и она будет крутиться между спальным районом и свалкой весь день.
Мусороуборочная техника, ожидающая на площадке, в большинстве своем имеет оригинальный окрас: оранжевый в черную полоску. Такой дизайн — «под тигра» — очень давно придумала женская половина предприятия, мол, все-таки это «санитары города». В 2014-м это неожиданно аукнулось: ополоумевшие граждане в украинских пабликах углядели в сочетании цветов намек на георгиевскую ленту и «руку Москвы».
Машины обслуживают семь районов города, и условно тыловых среди них — всего пара. Но возможность выехать в рейс туда считается за благо. Ворошиловский район, центр города, стал за последние месяцы проклятым местом из-за жесточайших, неожиданных обстрелов. Даже привычные за восемь лет трудиться в Киевском, Куйбышевском районах, что ближе всех к зоне СВО, коммунальщики оказались не готовы к тому, что происходит. Насильно водителя туда не выгонишь, а потому приходится сотрудников уговаривать.
«У нас есть люди, которые работают с 2014 года, и обстрелы на окраинах мы проходили — и людей ранило, и кабину машины разворотило необратимо. Но теперь опасно выезжать еще и в Ворошиловский, Ленинский, Калининский районы, — констатирует руководитель “Экологической компании “Громада” Татьяна Шаповал. — Не так давно в Ворошиловском районе наши попали под обстрел рядом с контейнерами. Сотруднику осколками посекло руку. Это было в тот день, когда на бульваре погиб ребенок, девочка... Был случай, когда в Киевском районе нашим ребятам пришлось спасать людей из здания, в которое попал снаряд. В феврале, узнав, что на Бутовке обстрел, мы позвонили водителю: “Андрей, уезжайте оттуда!” А он отвечает: “У нас еще пять контейнеров!” И пока они их не заберут, не уедут... Недавно машина наехала на “лепесток”, разорвало колесо. Ребята в частном секторе бегают по улицам, собирая пакеты с мусором, и каждую секунду рискуют наступить на противопехотные мины, которые там рассыпаны».
От благодарности до мордобоя
Татьяна не скрывает: ситуация с водителями на предприятии близка к катастрофической, и Донецк имеет перспективы утонуть в мусоре уже в ближайшее время. Кадровый голод в последние месяцы стал таким, что машины на линии приходится экстренно перетасовывать, как карты в колоде, и затыкать прорехи. Иногда забрать мусор не успевают физически, иногда — мешает обстрел. Водители мечутся по разным районам, выбиваясь из сил.
Переработки оплачиваются, поэтому за 20 выходов водитель мусоровоза может получить на руки до 55 тысяч рублей. Для ДНР это — нормальная зарплата, и уж точно больше, чем у врача или учителя. В среднем коммунальщики зарабатывают 35-37 тысяч рублей, это зависит от емкости автомобиля, количества контейнеров и «ходок» на свалку. Однако такая работа уже не котируется.
«В ДНР зашли российские подрядчики, которые платят водителям от 150 тысяч рублей, а то и 200, — говорит Татьяна Шаповал. — Люди в основном уезжают в Мариуполь. Или в Ростов, где за работу на мусоровозе им со старта предлагают 60-70 тысяч рублей. Их можно понять — в Донецке находиться и трудиться очень тяжело. Семеро человек у нас ушли добровольцами с началом СВО. Даже если военные не задействованы на “передке” и находятся в части до особого распоряжения, то порядка 100 тысяч они получают. Выход — только доводить уровень хотя бы до ростовского, о чем я не устаю говорить! Для этого фонд заработной платы нужно увеличивать в два раза! В этом месяце мы заняли денег и подняли зарплаты на 25-35%, нам хватит продержаться два месяца...»
Тарифы на вывоз мусора в ДНР официально заморожены, и коснуться их — вызвать социальный взрыв. Так, вывоз куба мусора обходится в 180 рублей, но люди в многоэтажках платят 38 рублей, а в частном секторе — 47 (в соседнем Ростове — 150).
В хронически обстреливаемых районах люди встречают мусоровоз с благодарностью и в случае задержек не жалуются. А вот в центре и тылах с переполненными контейнерами мириться никто не хочет. Пока мы с Татьяной ездим по площадкам и свалкам, ей постоянно звонят: то мусор нужно забрать, то водитель не вышел на работу.
Бывает такое, что сотрудников в случае проволочек местные встречают проклятиями и мордобоем, как случилось в ромском поселке.
И все же дончане, хоть и ругаются, но стараются за услуги рассчитаться: уровень оплаты обычно составлял 95%, и сбор упал до 85% только в последний месяц. При этом слухи о «безлюдном Донецке» коммунальщики считают безосновательными, исходя из статистики по количеству отходов, которые выгребают каждый день.
Убийцы машин и реаниматоры техники
Хороший водитель для мусорного «тигра» — персонаж практически «краснокнижный». Помимо качества уборки, нужна дисциплина (а не всякий, как уже говорилось, согласится ехать в центр) и уважение к технике.
Есть категория тех, кого называют «убийцами машин». МАЗ стоимостью 9 миллионов рублей такому не доверят, но мусоровозы попроще из-за разгильдяйства отправляются в ремонт постоянно.
«Вчера мы достали из топливного насоса высокого давления нож, — поделилась Татьяна. — Это делается для того, чтобы регулировать обороты и экономить на расходе топлива. Чревато тем, что заклинит двигатель. Капитальный ремонт обойдется в 250 тысяч рублей и займет два месяца. А водителя мы наказать не можем! Он обидится — и некому будет работать».
МАЗы с пробегом в прошлые годы искали и выкупали по всей России, но об обновлении парка техники остается только мечтать — кредитов и субвенций пока не предвидится.
Водители на выдумки хитры, особенно бывшие дальнобойщики, «сошедшие на берег» в силу возраста. Они, правда, надолго не задерживаются — уж слишком тяжелой оказывается работа.
В рассветной мгле у мусорников ребят часто ждут «сюрпризы» в виде цветмета или сломанной бытовой техники, обогревателей. Для тех, кто разбирается в ремонте, это становится бонусом для выживания в военном городе.
Иногда «подарочки» неприятные — так, в Калининском районе однажды нашли в мусорке гранаты, и рейс сопровождался вызовом полиции и МЧС. А в 2014 году коммунальщики и сами попали в поле зрения спецслужб: те искали злополучный мусоровоз, в кузове которого был установлен миномет. С его помощью диверсанты кошмарили мирные кварталы города...
К смерти привыкли, а к свинству — нет
Железный контейнер для мусора стоит сейчас 26 тысяч рублей, а его ремонт обходится в 4,5 тысячи. При этом 20-30 штук в год обязательно украдут, а еще полсотни (из 5 тысяч) отдали в безвозмездное пользование военным. Поэтому даже контейнеры в Донецке в дефиците.
Доходит до трагикомедии: корреспондент aif.ru наблюдал на окраине города у кладбища остатки цинкового гроба, приспособленного жителями под дополнительную емкость на контейнерной площадке. К смерти здесь привыкли, а к свинству — не везде, поэтому пакетики из близлежащего частного сектора аккуратно складывают в «цинк».
Как ни странно, главным «естественным врагом» санитаров городских джунглей зачастую являются их коллеги из других коммунальных предприятий.
Если дворник бодро прыгает в мусорном контейнере, а вокруг — пакеты с отходами, значит, он наверняка втихую набил емкость опавшей листвой и ветками и трамбует. С 2014 года было особо не до деревьев, они хаотически разрослись без ухода, и теперь засыпают дворы листьями. Поэтому на свалку едут древесные отходы, а бытовой мусор вокруг остается на откуп бомжам и животным.
Минувшей зимой на гололеде, когда дороги не были посыпаны, мусорные машины не могли одолеть холмы кряжа, на котором стоит Донецк. А Новый год коллектив «Громады» едва не встретил в мусоровозе, провалившемся в разрытую коммунальщиками яму у Крытого рынка. В военном городе за несколько часов до боя курантов вытаскивать машину было некому, и чудом справились сами, выломав мост. Последствия простоя разгребали еще две недели.
«Пока вывозится мусор, город жив!» — подытожил нашу беседу водитель Роман, который работает на предприятии со дня основания и вытянул тот самый мусоровоз из бездны.
О памятниках коммунальщикам спрашивать отчего-то было неудобно...