Без криминала
АиФ.ru: Как сегодня осуществляется выбор управляющих компаний? Есть ли шанс попасть в данную отрасль людям с криминальным прошлым?
Елена Николаева: Введение системы лицензирования управляющих компаний, по сути, дало старт реформе управления жилищным фондом. И, безусловно, положило начало процессу «очищения» на коммунальном рынке. 13% обслуживающих организаций не смогли пройти лицензирование, а многие их руководители попросту не сдали квалификационные экзамены.
— А сколько всего компаний пытались пройти эту процедуру?
— Заявление о выдаче лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами до 1 апреля прошлого года подали более 15 тыс. организаций. Масштабная лицензионная кампания проходила до 1 мая 2015 г.
— Что можно сказать о первых результатах?
— Появились реальные инструменты воздействия на организации, которые работают с нарушением законодательства, зачастую на грани криминала, и, оценивая результаты за год, мы видим, что удалось убрать их с рынка.
Кроме того, в Жилищный кодекс РФ внесли изменения: ввели «штрафы в пользу потребителей» — за некачественное предоставление коммунальных услуг и неверные квитанции, появилась новая очно-заочная форма голосования на общем собрании собственников и одновременно — уголовная ответственность за подделку решений собраний. Помимо этого, плата за общедомовые нужды начиная с 1 января 2017 г. будет входить в плату за жилищные услуги, а её размер ограничен региональным нормативом. Значит, УК не смогут устанавливать её по собственному усмотрению.
— Будут ли ещё какие-то ужесточения?
— Да, планируется ввести внесудебный порядок лишения права управлять домом — за два грубых нарушения, а также упростить процедуру лишения лицензии, если причинён вред здоровью человека — к примеру, на кого-то упала сосулька.
Но, конечно, ещё не все цели реформы достигнуты, да и итоги лицензирования довольно противоречивы. Налицо укрупнение рынка и сокращение конкуренции. Значительный объём жилищного фонда перешёл в управление муниципальным управляющим организациям — ГУПам, МУПам, ГБУ. Предстоит ещё поработать, чтобы исправить ситуацию.
О техучёте забыли?
— Управление домами — это бизнес, который должен приносить прибыль. Созданы ли правовые основы для того, чтобы он был эффективным?
— Не думаю. Многоквартирный дом — это прежде всего объект управления со своими характеристиками — теплофизическими, энергоэффективными, а также степенью износа, объёмами потребления коммунальных услуг, платежами… Но сейчас на это мало обращается внимания — лишь на данные того, кто претендует на управление.
По-моему, на момент передачи дома в управление нужно зафиксировать его технические и экономические характеристики и определить порядок формирования цены на его содержание в течение предстоящего года, а также составить перечень требующихся работ.
— Для управления домами, наверное, особенное значение имеют вопросы технического учёта. На них внимание обращается?
— К сожалению, институты технической инвентаризации и технического учёта практически ликвидированы. Из-за этого, кстати, осложнилось информационное обеспечение многих федеральных и городских программ. Большие проблемы возникли, например, с реализацией норм закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». Сложнее стало проводить конкурсы по отбору управляющих компаний для новостроек, возникли проблемы при управлении домами, поскольку к правилам этой лицензируемой деятельности относится актуализация и восстановление технической документации. Появились сложности и у региональных операторов капремонта, связанные с объективным определением состояния жилых домов.
— Можно ли найти законодательное решение этой проблемы?
— Я считаю, что надо передать регулирование данного вопроса на региональный уровень, дать право субъектам РФ определять порядок проведения техучёта и инвентаризации, а также организации и ведения архива. Это не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета. Регионы, кстати, мою инициативу поддерживают. Об этом свидетельствуют отзывы их руководителей, профильных вице-губернаторов и региональных министров — они считают её актуальной и своевременной.
Выданные лицензии размещаются в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) — в едином федеральном реестре. На данный момент их около 17 000. А сколько управляющих организаций существует вообще, можно узнать на сайте «Реформа ЖКХ» Фонда содействия реформированию ЖКХ. Там есть информация о более 60 тыс. компаний, включая около 29 тыс. ТСЖ и порядка 6 тыс. ЖСК. Они обслуживают около 740 тыс. домов общей площадью более 2,35 млрд кв. м.