Кто заплатит за СО2? Тарифы на ЖКУ могут вырасти

Если производителей обложат «налогом на воздух», то сколько будем платить мы - за свет и тепло? © / Shutterstock.com

За чей счёт?

К росту тарифов, как предсказывают некоторые эксперты, приведёт ратификация так называемого Парижского соглашения, которое ставит своей целью снижение парникового эффекта на Земле за счёт уменьшения выбросов в атмосферу углекислого газа (CO₂). На Всемирной климатической конференции ООН в прошлом году Россия под­держала этот документ. А значит, уже в ближайшие годы в нашей стране могут ввести особый вид экологического сбора, известный как «углеродный налог». Им обложат предприятия, выделяющие углекислый газ в больших количествах, и в первую очередь - электро- и теплостанции, работающие на традиционном топливе. 

   
   

С 2020 г. предлагается собирать по 15 долл. за тонну CO₂, а с 2030-го увеличить налог более чем вдвое - до 35 долл. за тонну. Разумеется, этот банкет кто-то должен оплачивать, и кто это будет, легко догадаться. Предприятия заложат новые расходы в выставляемые счета. Расчёты показывают, что цепочка финансовых накруток в итоге существенно увеличит цену электроэнергии для конечного потребителя. Так же как и стоимость отопления.

Но рассмотрим другой вариант: если власти вмешаются и запретят энергетикам перекладывать новый налог на население и бизнес. Тогда электро- и тепло­станции будут вынуждены экономить на всём - на ремонте и замене изношенного оборудования, даже на оплате счетов своих поставщиков. То есть неизбежно начнутся аварии и перебои с подачей тепла, электричест­ва, воды, а также в сфере других связанных услуг.

Со временем убыточные теплоэлектро­станции могут и вовсе закрыться, что опять же повлечёт за собой рост цен на электроэнергию, ведь даже небольшое сокращение мощностей приводит к их резкому скачку. Например, после аварии на Берёзовской ГРЭС в феврале этого года цены на оптовом рынке электроэнергии подпрыгнули на 10%. 

Кроме того, возникший дефицит всё равно придётся ликвидировать, то есть вводить новые мощности. И деньги на это опять же возьмут с потребителей - другого механизма финансирования строительства такой инфраструктуры попросту нет.

Налог - на воздух?

Впрочем, рост тарифов на «коммуналку» - это не только новые цифры в платёжках. По цепочке увеличиваются издержки любого производст­ва, растёт стоимость аренды и многое другое. Поэтому инфляцию, вызванную глобальным потеплением (а точнее, участием Москвы в Парижских договорённостях), почувствует на себе каждый житель страны. 

Но куда пойдут изъятые «углеродным налогом» средства? Это не совсем понятно. Порядка трети новых сборов должно пойти в некий международный фонд, а оттуда - на помощь развивающимся странам для сокращения ими выбросов СО₂. Остальное, по идее, направят на повышение экологичности производств в России, но механизм этого повышения пока ещё не прописан.     
   

То есть инициаторы Парижского соглашения о себе речи не ведут, хотя и у них выбросов немало. Но зачем снижать уровень жизни в своих странах, когда можно перевести стрелки на других, руля при этом денежными потоками? 

Если оценить реально возможные результаты, то всё это выглядит уж больно сомнительно и эфемерно. Проконтролировать расходы на «повышение экологичности», равно как и почувствовать изменения в экологии, мы едва ли сможем даже в России, не говоря уже о неких развивающихся странах в какой-нибудь далёкой Африке. Зато платить этот навязанный нам «налог на воздух» (так назвать его правильнее) совершенно точно придётся всем - из своих карманов, своими рублями, которые достаются совсем нелегко.

Смотрите также: