В прошедшем отопительном сезоне с критическими ситуациями удалось справиться. Правда, в некоторых регионах не всё прошло гладко.
Потребители — вся страна
Итоги отопительного сезона 2018–2019 гг. для объектов электроэнергетики и ЖКХ обсудили на всероссийском совещании, которое провели Минстрой России совместно с Минэнерго России.
Глава Минстроя назвал те регионы, где сезон прошёл с наименьшими проблемами: Белгородская, Ивановская и Новосибирская области, Краснодарский край. Особо на совещании отметили профессионализм специалистов в Самарской области, которые смогли в кратчайшие сроки ликвидировать серьёзную аварию в сетях теплоснабжения.
«Можно сказать, что инцидентов и аварий на всех видах сетей стало меньше. Это говорит о том, что коммунальная система каждый год работает лучше, показатели улучшаются, — подчеркнул Якушев. — И это не может не радовать, хотя мы, конечно, понимаем, что в системе ЖКХ ещё много проблем».
Почему топливо дорого?
Некоторым регионам нормально пережить зиму мешали объективные сложности — к примеру, подорожание топлива накануне отопительного сезона.
«С проблемами поставки топлива на котельные приходится сталкиваться ежегодно, но в этом году ситуация усугубилась существенным ростом стоимости угля, мазута и дизельного топлива во второй половине 2018 г., — пояснил Владимир Якушев. — В связи с нехваткой денег практически полностью прекратилась поставка угля в некоторые котельные в Хакасии и котельные ряда муниципальных образований Еврейской автономной области. Кроме того, с самого начала отопительного периода в связи с нехваткой полувагонов была практически остановлена поставка угля в котельные в Забайкальском крае и Амурской области».
Теперь, пока будет тепло, необходимо решить все вопросы, чтобы не допустить повторения проблем в следующем отопительном сезоне.
«По мазуту таких скачков не будет, а значит, регионы, которые используют топочный мазут, в этом году уже не окажутся в такой ситуации, — заверил глава Минстроя. — Что касается угля, мы сделали соответствующие выводы, и там, где уровень его использования высокий, будем проводить подготовку к отопительному сезону в ином режиме».
За приписки ответят?
Кстати, проблемы в некоторых регионах возникли не только из-за погодных условий и взлетевших цен на топливо — сработал ещё и человеческий фактор.
«Во всех случаях регионы отчитывались о 100%-ном уровне готовности к отопительному периоду, — сказал Владимир Якушев. — То есть по отчётам запасы угля соответствовали нормативным значениям, а денежных средств хватало для обеспечения бесперебойного теплоснабжения».
Уточним: регионы доложили, что на 1 ноября запасы угля у них составляли 121,1% от запланированного объёма, жидкого топлива (мазута и сырой нефти) — 110,6%. А как дошло до дела, то кое-где выяснилось: столь высокие показатели имеются лишь на бумаге.
Минстрой установил, что недостаточными были запасы угля и мазута в Карелии, Крыму, Ульяновской, Кировской и Тверской областях. И теперь ведомство подготовило проект поправок в КоАП, предусматривающий введение ответственности за предоставление недостоверной информации о подготовке к отопительному сезону.
Кому платить?
Ещё одна проблема, с которой приходится регулярно сталкиваться во время отопительного сезона, — давние долги потребителей перед ресурсоснабжающими организациями и платёжная дисциплина в целом.
Так, по состоянию на 1 апреля этого года общая задолженность предприятий ЖКХ перед поставщиками топливно-энергетических услуг превысила 200 млрд руб. При этом оплата коммунальных услуг населением в прошлом году составила 96,7% от общей суммы выставленных платежей. То есть миллиардные долги образовались отнюдь не по вине безответственных жителей страны, которые не хотят платить за тёплые батареи и горячую воду.
«Системными проблемами остаются задолженность организаций коммунального хозяйства за топливно-энергетические ресурсы, задолженность исполнителей услуг перед ресурсоснабжающими организациями, а также фактический уровень платежей за коммунальные услуги. Это наша старая болезнь, и год от года мы видим, что имеем какие-то успехи, но сказать, что серьёзно переломили ситуацию, не можем», — объяснил министр Якушев.
Как считают в Минстрое, решить эти системные проблемы можно, перейдя на прямые платежи — когда деньги конечных потребителей, то есть наши с вами, будут поступать не в управляющие компании, а напрямую поставщикам тепла или воды. На такую систему, кстати, полностью перешли шесть регионов, ещё 31 — частично.
Сколько сетей изношено?
Есть и объективные проблемы, главная из которых — старение основных фондов отрасли. Большая часть объектов эксплуатируется свыше 20 лет, и, конечно, их основное оборудование имеет высокую степень износа и низкую энергоэффективность. Да и фактические технологические параметры весьма существенно отклоняются от проектных значений. А то оборудование, что вводилось в начале 1990‑х, низкого качества, причём это касается и техники, и материалов, и уровня строительных работ. Отсюда и высокая аварийность. Единственное решение — масштабная модернизация коммунальной инфраструктуры.
Только по сетям цифры таковы: протяжённость изношенных на 60% и более сетей теплоснабжения составляет 49 тыс. км, а водоснабжения и водоотведения — почти 330 тыс. км. Для их модернизации планируется разработать отдельную подпрограмму в федеральной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан РФ».
«Мы сейчас активно занимаемся этим, — рассказал на совещании по итогам отопительного сезона Владимир Якушев. — В регионы отправлены необходимые запросы, ждём от них данные. И к 15 мая должны подготовить актуальную программу».
Правда, он посетовал, что информация, предоставляемая регионами, зачастую требует доработки, а цифры не соответствуют действительности.
Где брать деньги?
Конечно, такая глобальная модернизация — удовольствие недешёвое. Но в ближайшие 6 лет отрасль ожидает беспрецедентного финансирования по нацпроектам. На проект «Чистая вода» федеральный бюджет выделит 147 млрд руб., на проект «Оздоровление Волги» — 85 млрд руб. На эти деньги нужно решить важные задачи — в 3 раза сократить сбросы в Волгу неочищенных стоков и обеспечить качественной водой 99% горожан и 90,8% всех жителей страны.
Плюс к этому на программу модернизации коммунального хозяйства только в этом году поступит 13 млрд руб. — их выделит Фонд ЖКХ.
Тем не менее в отрасль необходимо привлекать частные инвестиции, если мы хотим её существенно обновить. Однако при нынешней тарифной политике, как утверждают в Минстрое, это весьма затруднительно. Там обрадовались было начавшейся недавно волне концессионных соглашений, но вскоре увидели, что инвесторы из них начинают выходить. Причина в разных регионах общая: тарифы не покрывают инвестиционных затрат.
Свои предложения о том, как привести бизнес в ЖКХ, специалисты министерства уже прорабатывают с коллегами из Минэкономразвития и Минфина.
«Готовы рассматривать предложения всех заинтересованных ведомств, компаний и экспертного сообщества», — заверяет министр.
Кстати
В Минстрое начали разработку Стратегии развития ЖКХ на период до 2035 г. Она должна быть готова к ноябрю и после принятия стать программой действий для повышения эффективности ЖКХ.
Уже известно, что в стратегии будут представлены несколько ключевых направлений развития отрасли: оценка технического состояния, техническое регулирование, привлечение инвестиций, управление жилищным фондом, городская среда, подготовка кадров.
Министерство приглашает всех, кто в теме, принять участие в публичных обсуждениях документа.