Правительство предложило внести поправки в Жилищный кодекс, касающиеся изменения размера платы за ЖКУ в случае предоставления коммунальных услуг с перерывами или ненадлежащего качества. Государственная дума планирует рассмотреть законопроект в первом чтении на одном из пленарных заседаний до 25 июня 2020 года.
В чем суть законопроекта?
Законопроектом № 938201-7 предлагается внести изменения в ст. 157 и ст. 157-2 ЖК РФ. Согласно предложенным поправкам, за оказание некачественных услуг населению организациям надо будет не платить штраф, а осуществлять перерасчет. В действующей редакции п. 4 ст. 157 ЖК РФ указано, что при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества производится изменение размера платы, а также производится выплата штрафа потребителю лицом, виновным в нарушении непрерывности предоставления коммунальных услуг или их качества.
Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, в настоящий момент Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов уже предусмотрена экономическая ответственность исполнителя за нарушение непрерывности и (или) качества коммунальных услуг. Она, в частности, включает:
- снижение размера платы за коммунальные услуги;
- возмещение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг;
- компенсацию морального вреда.
Кто будет обязан выполнить перерасчет?
Перерасчет должна выполнить компания, с которой у потребителя заключен договор. Если нарушение качества коммунальных услуг произошло по вине управляющей организации, а исполнителем является поставщик ресурсов (РСО), то управляющая компания обязана компенсировать ресурсоснабжающей организации расходы, понесенные из-за перерасчета.
Сегодня при допущении поставщиком коммунальных услуг таких нарушений происходит перерасчет платы за услуги ЖКХ. При этом лицо, виновное в нарушении непрерывности предоставления или качества коммунальных услуг, обязано уплатить потребителю штраф (ч. 4 ст. 157 Жилищного кодекса, п. 98, п. 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).
При предъявлении требований для перерасчета потребитель должен подтвердить свои доводы не только составленным поставщиком коммунальных услуг актом нарушения качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными ст. 55 Гражданского процессуального кодекса. Например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта. То есть потребителю приходится самому выяснять, кто и почему оказал ему некачественную коммунальную услугу. От этой процедуры решено отказаться. Предлагаемый законопроект устанавливает порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и лица, ответственного за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Кто сможет изменить размер платы за коммунальные услуги?
В законопроекте устанавливается, кто изменяет размер платы за коммунальные услуги, а также порядок взаимодействия в этом случае ресурсоснабжающей организации и лица, ответственного за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Как сказано в документе, в случае управления многоквартирным домом (МКД) собственниками помещений ресурсоснабжающая организация произведет изменение размера платы за коммунальные услуги в установленном порядке, если указанные нарушения произошли до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома.
Соответствующие дополнения планируется внести в ст. 157.2 ЖК РФ. До принятия законопроекта собственники обязаны утверждать на общем собрании перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД. Размер платы за содержание жилого помещения должен быть соразмерен перечню, объемам работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества с учетом особенностей и характеристик конкретного дома.