Без запаха и привкуса. Какую очистку проходит вода из-под крана?

Если кажется, что вода попадает в наши краны простым и лёгким путём, - это вам неправильно кажется.

   
   

Чтобы за 5 секунд непринуждённо наполнить стакан чистой водой из-под крана, нужна напряжённая, круглосуточная и даже секретная работа огромного количества людей, обеспечивающих бесперебойную «доставку воды прямо на дом». Корреспондент «АиФ» проехала по «большому водному пути» - от Акуловского водохранилища до Восточной станции водоподготовки в Москве, чтобы своими глазами увидеть, как к нам в квартиры добирается вода. Её, кстати, можно спокойно пить прямо из-под крана: это в один голос подтвердили технологи Мосводоканала. Подтвердили и доказали непосред­ственно - гордо подняв бокалы водопроводной воды за юбилей Восточной станции, которой в июле исполнилось 80 лет.

Волжские источники - лучшие

Начало маршрута - Пестов­ская плотина, входящая в состав Акуловского гидроузла (в него ещё входят Пяловская и Акуловская плотины, Листвянская и Акуловская ГЭС, Учинское водохранилище и водопроводный канал). Пахнет свежестью, водой и иван-чаем: он вовсю цветёт и розовеет вокруг водохранилища. 

«Подготовка воды питьевого качества для столицы производится на четырёх станциях, - уточняет начальник отдела водоисточников Управления водоснабжения Мосводоканала Александр Карпушенко, - Западной и Рублёвской, использующих воду Москворецкого источника, а также Северной и Восточной, работающих на воде Волжского источника. Кстати, волжские источники считаются более благоприятными за счёт меньшей освоенности водосборной территории и эффективных процессов самоочищения природной воды». Если говорить кратко - через Пестовскую плотину воду пропускают в Учин­ское водохранилище. Оттуда её «забирают» в водопроводный канал с помощью Листвян­ской ГЭС, расположенной близ посёлка Акулово. 

Спешим туда вдогонку за водой. Повсюду - таблички о секретности зоны. ГЭС компакт­ная: вырабатывает 350 киловатт электроэнергии в час, зато приносит стабильную пользу. Едем дальше, параллельно с водой (она течёт в своём ритме по водопроводному каналу) в направлении Москвы, и начинаем близкое знакомство с Восточной станцией с прогулки вокруг «ковша» - спецбассейна для накопления запаса воды объёмом 500 тыс. куб. м. Оттуда - прямиком на насосную станцию первого подъёма, где начинается очистка. Как говорил в фильме «Бриллиантовая рука» герой Папанова, «без шума и пыли».

Центральный смеситель похож на долину гейзеров. Фото: АиФ/ Ольга Костенко-Попова

Стой, зараза!

«Наводить красоту и чистоту» воде начинают на грубых решётках, потом - на барабанных вращающихся сетках. После чего её «бросают» на блок очистных сооружений. Оттуда мы вместе с водой попадаем в совершенно сюрреалистическое место, вполне подходящее для съёмок какого-нибудь фантастического фильма. Это центральный смеситель, внутри которого, кажется, космическая долина гейзеров... Здесь воду смешивают с реагентами, чтобы очистить, обезопасить и обеззаразить. «На Восточной станции, одной из первых, в 1970-х годах впервые была запущена в эксплуатацию крупнейшая в Европе станция озонирования, - поясняет главный технолог Восточной станции водоподготовки Юлия Дмитриева. - В последние годы здесь ещё соорудили современный цех по обработке осадка, так что проблема утилизации стоков была полностью решена». 

Выдыхаем - и бегом на последний объект, ведь за водой мы гоняемся уже достаточно долго, с раннего утра до четырёх часов дня! В зале фильтров - тишина, безлюдность и спокой­ствие. В «прудах-отстойниках» (каждый из которых площадью 120 кв. м!), кажется, только карасей не хватает, а на их «берегах» - дремлющих рыбаков. Полностью автоматизированный процесс обеспечивает водовоздушную промывку. Что дальше? «А дальше - новые перспективы, - улыбается главный инженер Восточной станции Кирилл Звягин. - По плану развития Москвы у нас к 2035 году должна быть подача миллиона кубических метров воды, сейчас подаём 300, так как часть станции законсервирована, а часть - в «горячем резерве». Но мы готовы к новым технологиям с применением озоносорбации и мембранных технологий!» 

   
   
Восточная водопроводная станция введена в эксплуатацию в 1937-м одновременно с каналом им. Москвы. Фото: АиФ/ Ольга Костенко-Попова

Дождь - не грязь

Если честно, голова у меня идёт кругом от сложнейших преобразований, которые претерпевает вода, чтобы добраться до наших московских квартир. «А как иначе? - улыбаются технологи. - Зато нашу воду можно смело пить из-под крана».

Насчёт качества воды конкретно этого года тут же возникает важный вопрос: отразились ли на чистоте нашей воды погодные условия текущего дождливого лета? «Волноваться не нужно, - успокаивает главный технолог Управления водоснабжения Мосводоканала Елена Столярова. - Всё в норме. Ведь подачу жителям питьевой воды гарантированного качества обеспечивают скрупулёзная система мониторинга за состоянием источников водоснабжения, заблаговременный прогноз ситуации и оперативные меры на всех станциях. Например, в прошлом году из-за длительной жаркой погоды в природной воде активно развивался зоо- и фито­планктон - немедленно перешли на особые технологические режимы её очистки. Для удаления неприятных запахов и привкусов питьевой воды применялся активированный уголь».

Уважайте воду!

Главное чувство, которое у меня возникает в конце этого «водного пробега», - уважение. К сотрудникам. Их на Восточной 300 человек, большинство из которых, по словам директора Сергея Алексеенкова, представители династий и по-семейному заботятся о прозрачности буквально каждой капли воды. И ещё к самой воде! Которую мы начинаем ценить, только когда её летом отключают. А она, как оказалось, чтобы добраться к нам, мужественно преодолевает мойки, чистки и «салоны красоты».

Смотрите также: