А ценник-то дутый!

В следующем году тарифы на у­слуги естественных монополистов частично заморозят. И аналитики уже заговорили о том, как трудно будет нашим «монстрам» пережить такой удар (хотя репрессии коснутся далеко не всех). Но о том, что именно их аппетиты раздувают инфляцию, при этом почему-то стыдливо умалчивается...

   
   

Мнимые убытки богачей

Вообще-то компании-монополисты, работающие в «парниковых» условиях, каждый год жалуются на убытки и поднимают цены. Самыми «нуждающимися», по официальной статистике, являются продавцы стационарной телефонной связи, жилищно-коммунальных, почтовых и транспортных услуг. Летать самолётом становится всё дороже, ездить поездом и электричками всё накладнее, даже отправка письма внутри страны за последние два года выросла в стоимости на 13,4%. При этом качество данных услуг мало изменилось.

«Ни в США, ни в Европе такой «конвейерный» и ежегодный рост цен невозможен, - говорит Валерий Овсейчук, эксперт Федеральной антимонопольной службы, доктор экономических наук. - Там компаниям разрешено раз в 3-5 лет подавать заявку на повышение ставок, но обязательная независимая экспертиза может запросто не одобрить её, если докопается до нецелевых расходов и ошибок в управлении. У нас же коммерсанты смотрят на прогноз инфляции на следующий год и рисуют для себя ещё больший процент. При этом часто большинство из них не могут предоставить убедительных доводов. Вот и получается, что мы, потребители, зарплаты которых растут в 10 раз медленнее цен на услуги, оплачиваем не только реально возросшие затраты компаний, но и огромные бонусы топ-менеджерам и содержание футбольных команд. 

Повышать тарифы, например, естественных монополистов нужно на половину прогнозируемой инфляции - и не в начале года. Ведь ц­ены не подскакивают 1 января, а медленно растут каждый месяц».

Нужда или «хотелки»?

«От москвичей поступает много жалоб на существенно выросшие тарифы ЖКХ, - рассказала «АиФ» Светлана Разворотнева, председатель комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике. - Мы связались с Московской энергетической комиссией, которая сообщила, что повышенные сборы связаны, в частности, с расходами на общедомовые нужды. Поскольку такой отдельной графы в московских платёжках нет в принципе, мы направили обращение к Петру Бирюкову, заместителю мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустрой­ства. Насколько обоснованно подорожание общедомовых нужд, надеюсь, узнаем от него».

Свободные - значит честные?

А что же свободный рынок? На нём никакого ценового галопа нет. Сотовая связь (где есть конкуренты) становится дешевле стационарной, и всё больше горожан вовсе отказываются от домашнего телефона. Бытовая техника в Москве практически не дорожает, ноутбуки и гаджеты дешевеют, услуги банков и юристов едва растут в цене. Даже иномарки увеличиваются в стоимости очень медленно. Потому что коммерсанты понимают: задерёшь цену - покупатели уйдут к конкурентам.

Но... если ценники на товары и услуги и переписываются регулярно, то сказать за это спасибо надо опять-таки монополистам. Ведь они взвинчивают коммунальные тарифы не только для физических лиц, но и для юридических. Чтобы испечь хлеб (напечатать учебник, сшить школьную форму), надо потратить больше денег на электричество и отопление. И встаёт вопрос - брать исходные материалы (продукты, бумагу, ткань) похуже и подешевле или поднять цены? Может быть, пора перестать ставить всех нас перед таким выбором?

   
   

Какие услуги дорожают в городе как на дрожжах?

2010 год

Соцнайм жилья 11,4%

Коммунальные услуги 23,5%

Общественный транспорт

- метро 18,2%

- наземный 20%

Радиоточка 17,2%

Телефон 13,1%

2011 год

Соцнайм жилья 19,1%

Коммунальные услуги 12,6%

Общественный транспорт

- метро 7,7%

- наземный 4,2%

- поезда дальнего следования 14%

- электрички 9,3%

Радиоточка 13,3%

Телефон 10%

2012 год

Соцнайм жилья 25%

Коммунальные услуги 9,6%

Радиоточка 13,1%

Телефон 7,7%

2013 год

Соцнайм жилья 20%

Коммунальные услуги 9,7%

Общественный транспорт - поезда дальнего следования 22,8%

Связь (телеграфная, почтовая, городская телефонная) 4,7-9,6%

Какие услуги дорожают в городе как на дрожжах?

Инфографика Юлии Аганиной