В Госдуме РФ готовится законопроект, который даст всем жильцам первых этажей право не платить за работу и обслуживание лифтового хозяйства. Объяснение простое - эти граждане не пользуются данным общедомовым имуществом. Но эта уступка выглядит очень скромно на фоне миллиардов, которые мы отдаём за фиктивные или некачественные жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ).
Один запор - тройной ценник
Кстати, лифты далеко не единственная статья расхода, от которой хотят избавиться горожане. Излюбленная фишка коммунальщиков - выставлять двойной ценник за ЗУ (запирающее устройство). Проще говоря, за то, чтобы дверь в подъезд открывалась только кодом или брелком, а не стояла нараспашку на радость ворам, бомжам и распространителям рекламы. Сообразительные управдомы ежемесячно прячут до 64 руб. в строке «Содержание», а потом дублируют эти расходы в отдельной строке «Обслуживание ЗУ». А когда люди приходят разбираться, им показывают копию постановления правительства Москвы № 937-ПП (от 12 октября 2010 г.) - мол, вот чёрным по белому написано: за ежемесячное техобслуживание домофона надо брать 64 руб., за электромагнитный замок - 48 руб., за механический кодовый - 27 руб.
Можно ли вовсе отказаться от запора? Ведь, судя по обилию рекламы в почтовых ящиках и числу квартирных краж, попасть можно в любой подъезд - было бы желание. Если замок является общедомовым имуществом и собрание жильцов утвердило его обслуживание как одну из услуг по содержанию дома, то нельзя. А вот если запирающее устройство (обычно с функцией домофона) находится на балансе компании, которой вы платите по отдельной квитанции, тогда можно отказаться от её услуг. Ведь никто не имеет права мешать вам попасть в квартиру. Можно потребовать от коммерсантов настроенный на подъездную дверь брелок, но быстрее и проще скопировать его с соседского в любом металлоремонте.
Работа над ошибками
Сегодня, когда коммунальные платежи стали серьёзной статьёй расхода, москвичи перестали оплачивать присылаемые квитанции не глядя.
В частности, мы примерно знаем, сколько воды тратим в месяц и какая итоговая сумма стояла в едином платёжном документе (ЕПД) последние полгода.
Что же делать, если в квитанциях обнаружились лишние начисления? Зачеркнуть цифру (вызвавшую ваше негодование) нельзя - банки, как правило, не принимают исправленные квитанции к оплате. Платить через Интернет, вбивая сумму (которую вы считаете справедливой) вручную, - тоже не выход, будут приходить долговые квитанции. «Звонить в управляющую компанию или в расчётный центр (ЕИРЦ) бесполезно, надо лично туда являться, - говорит
Есть только один способ добиться того, чтобы управдомы не запихивали в строку «Содержание и ремонт» липовую окраску стен, взятки инспекторам и космический расход воды на уборку подъезда. Нужно законодательно закрепить за самыми активными жильцами (например, старшими по дому) право принимать сделанные УК работы. Нахалтурили? Переделывайте! И только после этого требуйте оплаты. А что происходит сейчас? С нас берут столько, словно были выполнены все 250 видов работ, которые существуют для жилых домов».
Что же касается не общедомовых, а индивидуальных услуг, например по потреблению воды, то здесь бороться с завышенными платежами также нелегко. Но всё-таки возможно! Допустим, в послании из расчётного центра указано столько литров, как будто вы прачечную на дому открыли, причём ваш счётчик подтверждает этот расход. Скорее всего, начал врать прибор. Но не факт, что фирма-установщик поможет установить истину. «Проводить поверку и выдавать заключение о непригодности прибора может не каждая компания, а только имеющая аккредитацию на проведение таких работ (или договор с местными центрами стандартизации и метрологии, которые следят за достоверностью измерений и могут, кстати, сами проверять счётчики), - объяснила «АиФ»
Но если думаете, что коммунальщики подсчитают излишки за все месяцы, когда вам приходили завышенные счета, и учтут переплаченное в будущих квитанциях, то вы ошибаетесь. Допустим, счётчик признали «кривым» 1 сентября. С этого дня (до того момента, когда вы поставите новый прибор) расход воды станут считать по особой методике. Только вам она не понравится: УК просто умножит тариф на среднемесячный расход воды за последние 3-6 месяцев. То, что данные были неверны - частично или полностью, не волнует ни управдома, ни тех законотворцев, кто это придумал. Так что, прежде чем платить, не поленитесь узнать: а, собственно, за что?
Смотрите также:
- Управдом тебе товарищ! Как приструнить нечестных коммунальщиков? →
- Золотая платёжка: за что россияне платят коммунальные платежи →
- Константин Крохин: Разбирайтесь сами? →