Лифт, затвор и вывоз мусора. Как отказаться от лишних услуг

На рубль красим, два - в уме!

В Госдуме РФ готовится законопроект, который даст всем жильцам первых этажей право не платить за работу и обслуживание лифтового хозяйства. Объяснение простое - эти граждане не пользуются данным общедомовым имуществом. Но эта уступка выглядит очень скромно на фоне миллиардов, которые мы отдаём за фиктивные или некачественные жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ).

   
   

Один запор - тройной ценник

«Давно пора на федеральном уровне прописать льготы для «первоэтажников», - уверен Константин Крохин, председатель правления Союза жилищных организаций. - Потому что сейчас полностью освободить жильцов от «лифтовых трат» может только общее собрание собственников квартир, т. е. всё зависит от настроения и характера ваших соседей. Не все готовы оплачивать чужую долю расходов на «коммуналку».

Кстати, лифты далеко не единственная статья расхода, от которой хотят избавиться горожане. Излюбленная фишка коммунальщиков - выставлять двойной ценник за ЗУ (запирающее устройство). Проще говоря, за то, чтобы дверь в подъезд открывалась только кодом или брелком, а не стояла нараспашку на радость ворам, бомжам и распространителям рекламы. Сообразительные управдомы ежемесячно прячут до 64 руб. в строке «Содержание», а потом дублируют эти расходы в отдельной строке «Обслуживание ЗУ». А когда люди приходят разбираться, им показывают копию постановления правительства Москвы № 937-ПП (от 12 октября 2010 г.) - мол, вот чёрным по белому написано: за ежемесячное техобслуживание домофона надо брать 64 руб., за электромагнитный замок - 48 руб., за механический кодовый - 27 руб.

«Это, мягко говоря, неправда, - объясняет Игорь Зверев, юрист столичного Общества защиты прав потребителей. - Управляющая компания должна выставлять среднерыночную цену по Москве. Цифры, которые есть в вышеупомянутом постановлении, приводятся в документе для расчёта субсидий, которые полагаются некоторым льготным категориям москвичей по оплате ЖКУ». Кстати, никаких расходов обычно не бывает вовсе, ведь это устройство редко выходит из строя. Более того, очень многие жители платят ещё по 20-40 руб. в месяц сторонней компании, с которой много лет назад заключили отдельный договор на обслуживание...  домофона, т. е. ТРИЖДЫ отдают деньги за одну услугу!

Можно ли вовсе отказаться от запора? Ведь, судя по обилию рекламы в почтовых ящиках и числу квартирных краж, попасть можно в любой подъезд - было бы желание. Если замок является общедомовым имуществом и собрание жильцов утвердило его обслуживание как одну из услуг по содержанию дома, то нельзя. А вот если запирающее устройство (обычно с функцией домофона) находится на балансе компании, которой вы платите по отдельной квитанции, тогда можно отказаться от её услуг. Ведь никто не имеет права мешать вам попасть в квартиру. Можно потребовать от коммерсантов настроенный на подъездную дверь брелок, но быстрее и проще скопировать его с соседского в любом металлоремонте.

Работа над ошибками

Сегодня, когда коммунальные платежи стали серьёзной статьёй расхода, москвичи перестали оплачивать присылаемые квитанции не глядя.

   
   

В частности, мы примерно знаем, сколько воды тратим в месяц и какая итоговая сумма стояла в едином платёжном документе (ЕПД) последние полгода.

Что же делать, если в квитанциях обнаружились лишние начисления? Зачеркнуть цифру (вызвавшую ваше негодование) нельзя - банки, как правило, не принимают исправленные квитанции к оплате. Платить через Интернет, вбивая сумму (которую вы считаете справедливой) вручную, - тоже не выход, будут приходить долговые квитанции. «Звонить в управляющую компанию или в расчётный центр (ЕИРЦ) бесполезно, надо лично туда являться, - говорит

Вячеслав Гуменюк, лидер общественного движения «Жилищная солидарность» и помощник Уполномоченного по правам человека в Москве (по ЖКХ). - Потому что управдомы выставляют жителям счета, а сотрудники расчётных центров их рассылают. Докопаться до истины - за что конкретно вы платите - очень трудно. ЕИРЦ кивает на управляющую компанию, а та после долгих уговоров покажет лишь ежегодный публичный отчёт, который составляют для галочки, чтобы надзорные органы не приставали. Но вам ведь нужен не отчёт, а доказательства реально выполненных работ и услуг.

Есть только один способ добиться того, чтобы управдомы не запихивали в строку «Содержание и ремонт» липовую окраску стен, взятки инспекторам и космический расход воды на уборку подъезда. Нужно законодательно закрепить за самыми активными жильцами (например, старшими по дому) право принимать сделанные УК работы. Нахалтурили? Переделывайте! И только после этого требуйте оплаты. А что происходит сейчас? С нас берут столько, словно были выполнены все 250 видов работ, которые существуют для жилых домов».

Что же касается не общедомовых, а индивидуальных услуг, например по потреблению воды, то здесь бороться с завышенными платежами также нелегко. Но всё-таки возможно! Допустим, в послании из расчётного центра указано столько литров, как будто вы прачечную на дому открыли, причём ваш счётчик подтверждает этот расход. Скорее всего, начал врать прибор. Но не факт, что фирма-установщик поможет установить истину. «Проводить поверку и выдавать заключение о непригодности прибора может не каждая компания, а только имеющая аккредитацию на проведение таких работ (или договор с местными центрами стандартизации и метрологии, которые следят за достоверностью измерений и могут, кстати, сами проверять счётчики), - объяснила «АиФ»

Лариса Данилина, пресс-секретарь Мосводоканала. - И только после того, как результат поверки будет у вас на руках, можно идти в инженерную службу района, чтобы сообщить о неисправности водосчётчика».

Но если думаете, что коммунальщики подсчитают излишки за все месяцы, когда вам приходили завышенные счета, и учтут переплаченное в будущих квитанциях, то вы ошибаетесь. Допустим, счётчик признали «кривым» 1 сентября. С этого дня (до того момента, когда вы поставите новый прибор) расход воды станут считать по особой методике. Только вам она не понравится: УК просто умножит тариф на среднемесячный расход воды за последние 3-6 месяцев. То, что данные были неверны - частично или полностью, не волнует ни управдома, ни тех законотворцев, кто это придумал. Так что, преж­де чем платить, не поленитесь узнать: а, собственно, за что?

Смотрите также: