«Примерно 20% обращений касаются ЖКХ. Люди жалуются на еле тёплую воду, холод в домах, перебои со светом. Причём изменений к лучшему не происходит. Ежегодно количество жалоб на коммуналку увеличивается на 15-20%, - говорит Михаил Аншаков, председатель Общества защиты прав потребителей.
Без воды и тепла
Вода из горячего крана должна быть не холоднее +60°С, идти с хорошим напором и бесперебойно. Холодную воду нельзя отключать больше чем на 4 часа, а температура в квартирах не может быть ниже +18°С. Все эти требования подробно расписаны в главном документе всех коммунальщиков - «Правилах предоставления коммунальных услуг…» (см. инфографику). Выполняются ли они? Нет! Об этом свидетельствуют звонки и письма читателей «АиФ».
«Из-за аварии нам отключили отопление на два дня, когда на улице было -15°С, - рассказал «АиФ» житель Архангельска Сергей Матвеев. - Потом тепло дали, но частично - в квартире несколько дней было не выше +16°С. После таких мучений управляющая компания не сделала никакого перерасчёта. Наоборот, счёт за отопление в конце месяца пришёл больше обычного - 4204 руб.!»
У Елены Иванцовой из Жуковского другая проблема. «На наш 9-й этаж горячая вода добирается едва тёплая», - жалуется женщина. - Но это полбеды. Чтобы она стала тёпленькой, приходится открывать кран и сливать несколько минут. А счётчики-то за горячую воду крутятся...»
Батареи убрать?
«Если оказываемая услуга не соответствует нормам, жильцы не обязаны оплачивать её на 100%, - говорит
Елена Панина, президент Научно-исследовательского, аналитического центра ЖКХ. - Только не надо надеяться на то, что управляющая компания (УК) сделает перерасчёт сама. Надо вызвать представителя УК и зафиксировать нарушение: измерить температуру в квартире, воду на выходе из крана и т. д. И делать это столько дней, сколько отсутствуют качественные услуги. Теоретически перерасчёт должны сделать в конце месяца, но фактически могут отказать. Закон есть, но применять его ни суды, ни прокуратура не торопятся. Почему? Потому что все договоры между УК и любыми ресурсоснабжающими организациями составлены так, как будто людей, то есть нас с вами, не существует. Два юридических лица договорились о поставке услуг, и там нет ни слова о качестве. И договоры эти бессрочные!»
Устав от коммунального беспредела, некоторые россияне отказываются от централизованных услуг. ТСЖ «Богатырь-101» в Новочеркасске Ростовской обл. решило перейти на отопление за счёт солнечных батарей. Пока установка смонтирована только на крыше одного подъезда, в планах - охватить весь дом. «Затраты окупятся в течение 6-8 лет», - считает председатель ТСЖ Алексей Павлов. А вот председатель ТСЖ из Таганрога Анатолий Антоненко провёл сначала эксперимент в своей квартире. Поскольку он живёт на последнем этаже, то смог перекрыть подачу тепла официально и смонтировал отопление за счёт индивидуального газового котла. «В итоге обогрев трёхкомнатной квартиры обошёлся мне всего в 300 руб. в месяц!» - говорит он. Сейчас ТСЖ приняло решение перейти на автономное газовое отопление всей девятиэтажки. И таких примеров на просторах России становится всё больше. Люди устали отдавать ползарплаты коммунальщикам, а в ответ получать откровенную халтуру.