«Многоэтажные проблемы». Почему жителей домов не устраивает работа УК?

«Ой как плохо» – такую оценку обслуживанию подъездов, лифтов и работам по графе «текущий ремонт» дают 40% жителей многоквартирных домов. © / Алексей Мальгавко / РИА Новости

Жители многоквартирных домов в России зачастую недовольны качеством коммунальных услуг, причём около 60% из них винят в этом управляющие компании. «АиФ» разбирался почему.

   
   

В числе причин «многоэтажных проблем» участ­ники опроса Народного фронта назвали бездей­ствие управляющих компаний, нарушение правил содержания дома и нецелевое использование денег. При этом 41% граждан оценили состояние своего дома как «удовлетворительное, плохое либо не меняющееся в лучшую сторону», а 18% респондентов заметили «значительное ухудшение». 40% жильцов недовольны обслуживанием подъездов, лифтов, дворов и работами по графе «текущий ремонт». Ещё треть упоминали в негативном ключе «техническое обслуживание конструкций».

И это ещё ничего, потому что аналитики приложения автоматизации ЖКХ «Мой Дом Онлайн» в рамках своей программы оценки выяснили, что недовольных качеством коммунальных услуг россиян – 98%.

ГосжилИнспекция в помощь?

«Недовольство понятно. В сегменте ЖКХ всё ещё нет места такому понятию, как сервис», – сетует управляющий партнёр УК Наталья Касаткина. – Тем не менее за обвинением УК в бездействии может стоять и потребительский терроризм, и простое непонимание того факта, что по существующему тарифу просто невозможно содержать дом в надлежащем состоянии. Кроме того, стоимость текущего ремонта в новых и старых зданиях сильно отличается. А это не всегда принимается людьми во внимание».

Снизить накал страстей, по её словам, могла бы государственная жилищная инспекция (ГЖИ), которую нужно обязать вести с жителями разъяснительную работу, в том числе и о том, как формируются тарифы.

С тем, что ГЖИ – дейст­венный инструмент в борьбе с УК, согласен и директор по продукту проекта «Мой Дом Онлайн» Алексей Шильников. Только инструмент этот должен быть скорее не информационным, а карающим: «В случае бездействия УК жильцам проще писать письма сразу в контрольные органы. А таковыми чаще всего как раз являются региональные ГЖИ».

Дело в том, что прокуратура поступивший к ним запрос автоматически пере­адресует назад в УК. А вот в жилинспекции оперативно выпишут в адрес проштрафившихся управленцев предостережение и требование устранить проблему.

   
   

«К сожалению, в условиях больших современных жилищных комплексов эффективных способов борьбы с бездействием управляющих компаний практически нет, – признаёт руководитель магистерской программы «Юрист в сфере управления недвижимостью» Финансового университета при правительстве РФ Илья Афанасьев. – Можно, конечно, направить жалобу в компетент­ный орган и даже получить помощь, но всё это разово. Системно проблему бездействия таким образом не решить».

Противоречия законов

Большинство руководителей УК с критикой согласны. При этом отмечают, что в идеале механизмы контроля и воздействия на участников рынка должны быть отражены в действующем законодательстве. Необходимо наконец чётко прописать, кому, что и за что полагается.

«Сегодня мы имеем набор законов и подзаконных актов, которые иногда противоречат друг другу. При этом позиция по некоторым вопросам меняется несколько раз в течение года», – говорит гендиректор столичной УК Алексей Яценко.

Представители УК жалуются на отсутствие системного взгляда на предоставление услуг управления многоквартирным домом. «Стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года с прогнозом до 2035 года больше относится к строительной отрасли, а не к коммунальному хозяйству, – продолжает Яценко. – Мы так до конца и не понимаем, кто конечный интересант – государство или собственники».

По идее, конечно, собственники, но государство не готово отпустить эту отрасль в рыночные отношения, потому что тогда велик риск перехода в жёсткий «капитализм», что чревато серьёзными последствиями.

«Мы до сих пор не имеем понятия, что такое ЖКХ – то ли это социально важная отрасль, где необходимо присутствие государства, то ли это сервисы, где важны выбор, большой спектр услуг, возможность влиять на уровень и количество этих сервисов», – уточняет он.

А пока на почве всевозможных непоняток регулярно пробиваются, как сорняки, всякого рода недобросовестные УК.

Схема проста: новый много­квартирный дом, с которого прибыль больше, так как затраты на ремонт минимальны, захватывает некая особо наг­лая «управляйка». Проводит тайное собрание жильцов, подделывает документы – и дом оказывается под началом неизвестной конторы. Пока суд да дело, неистраченные средства УК они переводят на свой счёт как прибыль. И – ищи ветра в поле.

 

Что делать, если УК халтурит 

Если управляющая компания некачественно выполнила работу, жильцы вправе требовать снижения тарифа на услугу или проведения перерасчёта. 

В случае когда УК отказывается признавать халтуру, можно подать жалобу в жилищную инспекцию или иск в суд. Если экспертиза установит, что работы проведены некачественно, УК обяжут снизить плату за содержание дома.  

При перерасчёте надо указать число дней, когда жители не могли пользоваться услугой.

«Взять хотя бы ежемесячную плату за домофон (например, 600 рублей в месяц). Из-за неисправности домофона собственники не пользовались им 5 дней, – говорит юрист по граждан­ским делам Алла Георгиева. – Считаем: 600 рублей делим на 30 дней и получаем 20 рублей в день. За 5 дней это 100 рублей. То есть 100 рублей вернут потребителю на расчётный счёт либо на эту сумму снизят плату в следующем месяце». Такая же схема расчёта применяется и при других нарушениях.

Кроме того, от УК можно требовать компенсацию морального вреда. «В досудебном порядке УК не удовлетворяют такие иски, поэтому взыскание происходит через суд. Но в суде помимо основных сумм истец вправе требовать штрафные выплаты (проценты, пени) и возмещение судебных издер­жек, – продолжает юрист. – Также в суде можно требовать возмещения ущерба, если по вине УК был причинён вред здоровью (человек сломал руку и т. д.) и потребовалось лечение или был утрачен заработок. Размер денежных требований зависит от ситуации, объёма нарушений».