Резкое повышение ставок по ипотеке до 13-14% привело к ажиотажному росту спроса на жилищные кредиты.
Сергей Болотов, aif.ru: — Ирина Станиславовна, что происходит на рынке жилья?
Ирина Радченко: — Люди бросились покупать квартиры, как это всегда происходит при обвале курсе рубля. Август месяц, все в отпусках, и тут внезапно — доллар по 100 рублей. Многие к такому были не готовы. Когда люди не понимают, что происходит, то испытывают настоящий страх за свои рублевые сбережения. У населения в банках лежат триллионы рублей, и есть немало людей с размером вклада, достаточным для того, чтобы пойти и взять ипотеку на квартиру.
Пока курс был стабильным, деньги лежали на вкладах под 7-8% годовых, инфляция по сравнению с прошлым годом замедлилась, и все, казалось, шло нормально. Но когда у вас рубль слабеет к доллару на 30% и более за считанные месяцы, то получается, что даже доходность по вкладу за три года этого компенсировать не может.
Даже просто запереть в банковской ячейке валюту получилось выгоднее. Люди испытали шок и стресс. В итоге многие не нашли ничего лучше, чем вложить их в покупку жилья.
— То есть люди испугались не столько роста курса доллара, сколько роста цен?
— Инфляция и девальвация — это два черных лебедя, которые летают парой. После обвала курса национальной валюты практически всегда следует столь же резкий скачок цен на все товары.
Центробанк обычно пытается подстрелить этих черных лебедей повышением ключевой ставки, но на этот раз эффект получился слабым. Ставку подняли сильно, а доллар подешевел ненамного, и еще неизвестно, куда пойдет дальше. Людей эта мера не успокоила, они ждут разгона цен. Отсюда и приток покупателей на рынке недвижимости.
— Цены на квартиры и дома вырастут?
— Стройка вбирает в себя рост цен на широкий круг товаров, начиная с бензина, на котором работает строительная техника, и заканчивая продуктами, которыми питаются строители. Не говоря уже о стройматериалах. Сама техника тоже дорожает, как и услуги иностранной рабочей силы. Рабочие из бывших советских республик пересылают значительную часть заработка домой в местной валюте, и курс рубля оказывает прямое влияние на доходы их семей, которые остались там, на их родине.
Если доллар год назад стоил 50 рублей, а теперь стал стоить 100 рублей, то выходит, что иностранные рабочие отправят домой в два раза меньше денег. Что им на это скажут родные? Теряется смысл ютиться в вагончиках и работать на тяжелых работах.
— Придется повышать строителям зарплату?
— Придется, иначе никто на стройку работать не пойдет. Рост фонда оплаты труда — это повышение себестоимости квадратного метра, и заплатит за это в итоге покупатель. А с ростом ставки по ипотеке он заплатит дважды. При росте ставки на 2% ежемесячный платеж вырастает сразу на 13%.
Новые ставки по ипотеке на вторичку практически заградительные, и если правительство откажется от субсидированной ипотеки на новостройки, то рынку жилья будет очень больно. Текущие условия льготной ипотеки на новостройки действуют до 1 июля 2024 года, а там видно будет.
— Как вы оцениваете риск того, что льготная ипотека на новостройки тоже подорожает?
— Пока новостей об этом нет, но нужно понимать, что льготная ставка там не просто так. Правительство компенсирует банкам разницу из госбюджета, а бюджет не бесконечный. Есть надежда, что власти не допустят резкого ухудшения ситуации с ипотекой и рынком жилья в целом. Скептики, которые не хотят больше ждать и рисковать, бегут брать кредит, чтобы зафиксировать ставку и текущие цены на квартиры.
— Рационально ли они поступают?
— Никто не знает, что будет через год. Кроме того, многим людям надо решать свои жилищные проблемы. Удачное время или неудачное, если в семье рождаются дети или случается развод, то все равно одно жилье продается, а другое покупается. Если вы оказались в такой ситуации, у вас есть стабильный источник дохода и первоначальный взнос по ипотеке — покупайте. Лучше с детьми жить в комфортной квартире сейчас, чем эти гадания на кофейной гуще.
Если же речь идет о поиске выгоды, о попытке сохранить сбережения, об инвестициях, то вложения «в бетон» — это риск, и нет никаких гарантий, что покупатель квартиры в итоге окажется в плюсе по деньгам. Это миф, что цены на недвижимость неуклонно растут. В долларах за квадратный метр мы до сих пор ниже, чем в 2007 году, и в рублях тоже были серьезные падения после 2008 и 2014 годов.
Те, у кого до 2014 года были долларовые накопления, могли спокойно ничего не делать и оставаться в плюсе. Никаких там хождений по банкам, по офисам застройщиков, не надо было нервничать, глядя на котлованы, принимая готовые квартиры, сдавая жилье квартирантам и так далее.
— Теперь говорят, что хранить сбережения в долларах и евро небезопасно. Это так?
— Да, теперь и этот вариант перестал выглядеть надежно. Просто на счете доллары хранить уже не получится, их отдадут только рублями, да еще и комиссию за хранение норовят взять. Хранить под подушкой — опасно. Даже в банковских ячейках нет 100%-ной гарантии сохранности. Плюс в долларе инфляция тоже есть. Это, кстати, тоже аргумент в пользу спасения денег «в бетоне», особенно для тех, у кого слабая нервная система. Многим в недвижимости спокойнее.