Покупка квартиры с торгов по банкротству физлица кажется делом заманчивым. Можно приобрести хороший объект по цене в среднем на 10-15% ниже рынка. Но подводных камней в таких сделках тоже немало. Вместе с юристами разбираемся, в чем может быть подвох.
Как появляются на торгах такие квартиры?
Физлицо подает на банкротство, поскольку уже не может выполнять свои финансовые обязательства перед кредиторами. Как только в процедуре банкротства человек оказывается в стадии реализации имущества, недвижимость отправляется на торги. Если у собственника-банкрота есть более одного объекта недвижимости, то один из них признается единственным жильем, а второй, третий и последующие подлежат продаже с торгов. Если квартира куплена в ипотеку, то она и будет выставлена на продажу.
В чем главный плюс покупки квартиры у продавца-банкрота?
У покупателя есть шанс подать заявку на участие в торгах и получить квартиру или частный дом по цене ниже рыночной. Средний размер дисконта составляет 10-15%, но возможна и более существенная скидка.
Как устанавливается цена на аукционную квартиру?
Многое зависит от причины, по которой объект отправился на реализацию.
Владельцы-банкроты часто волнуются, что цена будет слишком высока или же чрезмерно занижена. Но эксперт уточняет, что это напрасные опасения. Ведь невысокая цена привлечет внимание большего числа потенциальных покупателей, и в ходе торгов она подрастет. Когда стоимость объекта высоковата, объект будет постепенно терять цену и будет продан, скорее всего, по среднерыночной стоимости.
Какие риски бывают при покупке жилья с торгов?
«Зарегистрированных в квартире граждан можно снять с регистрации и выселить только по решению суда, — говорит Анна Аржанникова. — Если в квартире зарегистрированы несовершеннолетние, шансов их выселить крайне мало; в последнее время суды решают такие дела не в пользу нового собственника. Поэтому рекомендую выйти на связь напрямую с собственником и узнать его отношение к продаже, а также выяснить, кто из членов его семьи на момент реализации жилья зарегистрирован в квартире».
Вячеслав Курилин дополняет, что процесс выселения жильцов из квартиры по суду и снятия их с регистрации может длиться месяцами, вплоть до года.
«Банкрот может ссылаться на то, что ему некуда съезжать. Он будет подавать ходатайство на отсрочку выселения, особенно если есть дети. Покупая квартиру с торгов, нужно быть готовым заниматься выселением людей и закладывать на это время. Для покупателей, которые хотят поскорее переехать, такая покупка, скорее всего, не подойдет», — говорит юрист.
Второй риск связан с тем, что договор купли-продажи заранее утвержден, изменению не подлежит и не предусматривает какой-либо ответственности со стороны продавца. Человек приобретает квартиру у банкрота, который может очень негативно относиться к переезду. А значит, продавец постарается вывезти из квартиры или дома все, что только можно.
«Мы не сможем как в обычном договоре купли-продажи квартиры составить полный перечень имущества, которое остается, и прописать фактическое состояние ремонта. Зачастую в аукционных квартирах не остается дверей, сантехники, оконной фурнитуры и даже линолеума на полу», — добавляет Анна Аржанникова.
Третий существенный риск — вероятность оспаривания сделки. Обычно это относится к ситуациям, когда по банкротству продаются доли. Существующая судебная практика говорит о том, что другие собственники помещения могут получить приоритетное право на выкуп доли от продавца-банкрота по привлекательной цене.
Кому подойдет покупка жилья с торгов?
Опрошенные aif.ru эксперты сходятся во мнении, что в подавляющем большинстве случаев сделка будет неудобна для рядовых потребителей, ведь с момента покупки жилья до момента переезда или перепродажи может пройти год. Поэтому подобные сделки часто совершаются профессионалами — инвесторами и риелторами.
Ранее юристы рассказали, что количество сделок по продаже квартир по банкротству физлиц стало расти. По данным портала Федресурс, в первом полугодии 2023 года число судебных банкротств граждан выросло на 34,3% в сравнении с тем же периодом 2022 года и составило 162,9 тысячи дел. По внесудебному банкротству за первые 6 месяцев 2023 года возбуждено в 1,8 раза больше процедур, чем в январе-июне 2022 года.