Счетная палата России предлагает исключить студии и однокомнатные квартиры из всех программ ипотечного кредитования с государственной поддержкой.
Об этом в интервью «РИА Недвижимости» рассказала аудитор Счетной палаты Наталья Трунова.
По ее словам, государству не нужно поддерживать спрос на некомфортные типологии жилья, считает Трунова. Аудитор добавила, что, если семья покупает за счет ипотеки с господдержкой однокомнатную квартиру, она в большинстве случаев лишается возможности улучшить жилищные условия (госпрограммой можно воспользоваться один раз, а семейной ипотекой по ставке до 6% — неограниченное число раз — Ред.).
Аудитор аргументирует это тем, что ипотечные программы с государственной поддержкой должны соответствовать принципу «отдельная комната каждому члену семьи».
АиФ.ru поговорил с Викторией, живущей вместе с мужем и ребенком в ипотечной однушке.
«Когда 5 лет назад мы брали однушку, то рассчитывали свои силы. Так как помощи извне у нас не было, а для комфортной жизни, учитывая платеж по ипотеке, хватало только на такую квартиру с готовым ремонтом. Да и нужно было срочно переезжать со съемного жилья. Для многих это выход — возможность переехать от родителей или не платить в чужой карман, а вкладываться в свое.
По словам Виктории, ее семья изначально рассматривала эту квартиру как временную. Однако планы не сбылись. Сейчас в семье работает только муж, она вышла из декрета, осталась без работы, занимается ребенком. «Один супруг платеж не вытянет. Ведь большие расходы идут на питание, одежду, обувь, сады, кружки. Да и раз в год хочется отдохнуть. В итоге не получается накопить даже на первый взнос», — говорит москвичка.
Однако девушка отчасти согласна с таким предложением СП: это стимулирует молодежь покупать более комфортные площади с перспективой на расширение семьи. «Конечно, мы немного жалеем, что тогда не рискнули взять квартиру побольше. Однако мне не нравится слово “нельзя”. Если бы были особые условия по кредиту для молодых семей, чтобы было выгоднее взять двушку или трешку — тогда запрет был бы оправдан».
Психолог и мать двоих детей Ольга Латынцева рассказывает, почему ее семья решила купить в ипотеку однокомнатную квартиру:
«Мы приняли решение взять однушку, потому что она нормальная по деньгам, ее всегда можно сдать, если что-то пойдет не так, в нее можно въехать. Мы долго решались, потому что ставки по кредиту большие, нашли то, что нам было нужно, и взяли эту квартиру».
Сейчас Ольга с семьей живут в съемной трехкомнатной квартире. В идеале планируют продать квартиру в Калининграде и в будущем расширить собственное жилье.
«В однушке вчетвером, конечно, будет очень сложно. Я психолог, и я знаю, что нужно примерно метров 20 на человека, чтобы нормально жить, минимум 18. Поэтому вчетвером в однушке ничего комфортного не будет. Все переругаются и будут друг у друга на голове стоять. Дети будут спать на кухне, мы в комнате, при этом у меня муж из дома работает, это, конечно, так себе история. Но жить можно. Пандемия нас научила договариваться, можно установить правила досуга и пользования пространством.
Втроем в однушке можно жить. Когда я была маленькая, мы в одной комнате жили вчетвером в переселенческом доме. Тогда страна не обладала такими возможностями, никто нам не мог дать двушку на четверых, и мы жили в одной комнате. Да, это не слишком хорошо, но молодая семья на то и молодая семья, чтобы где-то уступать, договариваться. Если на молодую семью взвалить огромный платеж... Вот им по 25 лет условно, у них один или двое детей. Убрали льготные ипотеки на студии. И что им взять? Квартиру в 40 метров, которую они будут тянуть всю жизнь? И всю жизнь отказывать ребенку во фруктах, поездках куда-то и знать, что это кабала?
Именно это приведет к конфликтам, а не отсутствие квадратных метров или их присутствие. Человек боится, что не сможет выплатить, он бешеный приходит домой, срывается на своей жене, на детях. Там начинают все болеть, и это вообще может привести к тому, что у нас опять пойдет волна алкоголизма, потому что люди не могут с этим справляться.
Лучше бы помогали наладить комфорт в семье и расширяться. За границей же популярна программа, когда с рождением третьего ребенка государство гасит за тебя ипотеку полностью. У нас немного другая программа. Это ведет к тому, что банки будут опять выкручивать руки, навязывать свои условия, после чего люди просто будут ругаться, по уши в долгах. В такой обстановке будут расти дети.
Пусть будет маленькая квартира, но своя. Мой маленький рай. Там я могу поклеить обои так, как я хочу, могу кроватку поставить маленькую, могу находиться в тепле и давать его своим детям. Это лучше, чем по 20 лет ждать, когда я смогу взять большую квартиру. С нынешними ставками по ипотечному кредитованию... платежи 100 тысяч, 120, какая молодая семья, у которой маленький ребенок, как они потянут платеж в 120 тысяч рублей только по ипотеке? Это никак не укрепляет семейные ценности».
Минстрой России уже выступил с заявлением, что не поддерживает предложение Счетной палаты. «Корректировки программы льготной ипотеки в части введения каких-либо ограничений на приобретение малометражного жилья сегодня не рассматриваются», — сказали в пресс-службе.
Министерство подобные инициативы не поддерживает, уточнили в ведомстве. Такие ограничения снизят доступность жилья, поскольку покупка квартир большей площади предполагает более высокий первоначальный взнос и ежемесячный платеж. Это может сделать ипотеку недоступной для целого ряда заемщиков.
«Реализация программы льготной ипотеки будет продолжена без изменений в части параметров приобретаемого жилья», — говорится в заявлении Министерства.