Назад в будущее. Минстрой готовит правила строительства деревянных высоток

Утвердить правила возведения деревянных домов высотой до 12 этажей Минстрой может уже на будущий год. Идея простая: леса у нас полно, современные материалы, полученные из древесины, экологичны, надежны, обладают хорошей теплоизоляцией и вполне безопасны с пожарной точки зрения. По крайней мере, норвежцы построили в городе Брумунддал деревянное 18-и этажное здание выстой 85 метров из кросс-ламинированной древесины, разместили в нем отель, рестораны и жилые квартиры. Почему бы нам у себя такое не соорудить?

   
   

Лесные проекты

Идея деревянного домостроения привлекает российские власти уже несколько лет. Вице-премьер Виктория Абрамченко, отвечающая, в том числе, за лесную отрасль, уже не раз предлагала распространить ипотеку на деревянное домостроение, сделать такой дом полноценным объектом залога (банки и страховые компании с большим недоверием относятся ко всему деревянному и построенному не по типовому проекту), создать максимально привлекательные условия для использования такого традиционного для России материала. В деревянные же дома Абрамченко предлагала переселять тех, кто живет в аварийных и ветхих зданиях.

В этой сфере в стране работают больше полусотни компаний, они обеспечивают несколько процентов рынка строительства индивидуального жилья.

Кроме того, серьезные заказы для зодчих, работающих с деревом, готовит отечественный туризм. После того, как правительство разрешило строить в лесах гостиницы, культурные центры и визит-центры. Правда, для таких построек есть ограничения — высота до 15 метров или трех этажей, строить высотки на опушках никто не собирается. Но такие заказы будут, уверен вице-президент Ассоциации туроператоров России, гендиректор турфирмы «Дельфин» Сергей Ромашкин. Сначала — единичные, рядом с городами-миллионниками, а через несколько лет направление может стать массовым.

Арендная плата предпринимателей, которые занимаются организацией отдыха и оздоровления своих клиентов, составляет больше 3,5% дохода государства от использования лесов. В дальнейшем эти поступления должны кратно вырасти, уверены в отрасли.

Соломбала, блин!

Пока что самый известный из отечественных деревянных небоскребов — 13-этажный дом Сутягина в Архангельске. Бизнесмен Николай Сутягин начал возводить свой терем в 1990-х. Разместил его в районе Соломбала, где еще с петровских времен обосновались плотники и корабелы — здесь находилась Адмиралтейская слобода.

Стройка прерывалась на время отбывания хозяином наказания в исправительной колонии, затем возобновлялась. Когда дом был полностью возведен, с ним случились две вещи. Участники конференции «Деревянное строительство в северных городах», проходившей в норвежском Тронхейме, признали его дивом дивным и чудом чудным, начали собирать документы для внесения его в Книгу рекордов Гиннесса. И одновременно архангельский суд признал здание незаконной постройкой, принял решение разобрать его до четырех этажей. Четырьмя годами позже — в 2012-м — остатки дома Сутягина сгорели в пожаре.

   
   

Полный ассортимент

Помимо высотных домов и лесных отелей, из дерева собираются строить сельские больницы и фельдшерско-акушерские пункты. Такие проекты разрабатывают Рослесхоз и Минстрой, рассказал глава лесного ведомства Иван Советников.

«У нас производят очень хорошие несущие деревянные панели — они как кирпичи, — заверил чиновник. — Надо получить сертификат на их пожаробезопасность и сделать так, чтобы строительство из них было выгоднее, чем из камня. Это решаемые задачи».

Самая главная опасность для деревянных домов, особенно высотных, — пожары. По словам экспертов, использование негорючей ваты для утепления и правильные пропитки самих деревяшек обеспечивают достаточную огнеупорность. Несущие конструкции обугливаются, но не теряют прочности, что позволяет проводить эвакуацию людей с минимальными рисками. В теории звучит хорошо, но поверить в это не так просто.

И второй, уже сугубо маркетинговый, недостаток деревянных домов — дурные ассоциации с бараками, которыми были застроены многие города Севера и Сибири в прошлом веке. Кривые, выщербленные, с провисшими перекрытиями, многие из них до сих пор остаются жилыми. И убедить всех, что деревянные высотки — это не обновленные версии бараков, а полноценные здания, тоже будет трудно.