У девелоперов существует понятие «location, location, location»: самым важным для жилья является место, место и ещё раз место, где оно расположено. Хорошо расположенный объект купят, какого бы он ни был качества. В Москве «хорошее распложение» обычно означает «близко к метро»: магическое выражение «в пяти минутах от станции» нередко перевешивает в глазах покупателей все минусы приобретаемой квартиры. АиФ.ru выяснил у экспертов, как отражается на цене квартиры близость к метрополитену и действительно ли стоит переплачивать деньги за это соседство.
Плюсы и минусы жизни у метро
Если сложить часы, которые мы тратим на дорогу каждую неделю, то станет понятно: лишние десять минут превращаются в течение жизни в месяцы и даже годы. Метро при этом остаётся единственным транспортом в Москве, который позволяет с определенной уверенностью рассчитывать время пути из точки А в точку Б. Поэтому квартиры у метро были и остаются самыми востребованными на рынке. «Их плюсом также является то, что жильё на первом этаже можно превратить в полноценный офис, который, благодаря близости к станции, будет всегда обеспечен потоком клиентов. Рядом с метро всегда развита торгово-развлекательная инфраструктура. Наконец, передвигаясь по столице только на метро, можно серьёзно сэкономить: дорога до "подземки" тоже стоит денег», — говорит Роман Семчишин, директор инвестиционного департамента TEKTA GROUP. Помимо этого, по мнению эксперта, жильё рядом с метро хорошо подходит тем, кто ведёт надомный бизнес: репетиторам, парикмахерам и т. д., а перепродать его проще — на недвижимость у станции всегда большой спрос.
К минусам жилья у метро можно отнести гул поездов, который может ощущаться на первых этажах зданий. «Создавать дискомфорт может и оживлённый поток людей, большое количество парковок общественного транспорта, скопление магазинов и торговых центров. Поэтому многие предпочитают жить в домах не совсем у метро, а чуть подальше (хотя всё равно речь идет о шаговой доступности)», — рассказала АиФ.ru заместитель генерального директора по продажам компании «НДВ-Недвижимость» Яна Сосорева.
Сколько стоит время?
«В среднем квартиры, расположенные непосредственно у метро, на 20–25 % дороже, чем жильё такого же метража и потребительских характеристик, расположенное в 10 минутах езды от метро», — рассказал Дмитрий Котровский, вице-президент девелоперской компании «Химки Групп». Однако здесь есть исключения — например, дом может находиться далеко от метро, но рядом с ж/д станцией, от которой ходят электрички до центра города. В таком случае цена квартиры может быть не ниже аналогичного предложения у «подземки».
Земли осталось мало
Сейчас предложение квартир и апартаментов в новостройках, расположенных рядом с метро, не так велико. Рядом с построенными станциями места под новые проекты практически не осталось, однако интерес для потенциальных покупателей могут представлять перспективные станции метро.
«Квартиру у метро в Москве купить можно, но большинство таких предложений — это "вторичка", причём зачастую не лучшего качества», — считает Александра Бирюкова, руководитель аналитического центра компании «Домус финанс». По её мнению, основное предложение у метро в первичном сегменте — это точечная застройка. Есть также комплексы, возводящиеся возле строящихся станций, которые откроются в 2014–2017 годах. В цену таких объектов, как правило, уже заложена будущая хорошая транспортная доступность. Впрочем, благодаря проекту реорганизации промышленных зон новостройки могут появиться у метро, причём в самом центре города.
Стоит ли переплачивать за близость к метро?
При всех своих плюсах, недвижимость у метро подходит далеко не всем. Например, пенсионерам, молодым мамам и работающим удалённо не нужно каждый день ездить на работу. «Решение о том, доплачивать за метро или нет, покупатель принимает в зависимости от потребности в его использовании и локации объекта. Например, квартиры вблизи отдаленных станций востока Москвы и жилые комплексы на престижном западе столицы в 10–15-минутной удаленности от метро стоят примерно одинаково, причём покупатели нередко предпочитают второй вариант», — считает Евгения Старкова, директор по маркетингу компании MR Group.