Елена Семенова: Вы не бойтесь, мы про вас не расскажем!

                                                               

В старой Японии посрамивший свою честь человек делал харакири, российское дворянство пускало себе пулю в висок, зато современное чиновничество, депутатство и сенаторство, когда у них находят «запрещённую» движимость, недвижимость или счета, просто покидают свои кресла. И с таким трагическим апломбом, будто они пали грудью на амбразуру вражеского дзота. Всего-то навсего их схватили за руку в том, что «забыли» указать в декларациях своё имущество, а они эвона как – обиделись. Понятно: между бизнесом и политикой выбрать сложно. Какого лешего заниматься вторым, если нельзя заниматься первым? Но дедлайн подачи очередных деклараций – 1 июля. Общество ждёт массового исхода крупного предпринимательства из власти. Лично я в это верю не больше, чем в НЛО.

   
   

На днях я слушала бесконечную рекламную передачу на одной весьма уважаемой радиостанции – директор компании убеждал потенциальных клиентов поехать в Турцию, купить там роскошные апартаменты. Про его нехитрые PR-ходы я умолчу, но один-таки задел. Турция не выдаёт данных о владельцах недвижимости, - так или примерно так сообщил он радиослушателям. Мол, соседи у вас будут очень достойные: чиновники, депутаты и т.д. Прямо так и сказал.

Откровенность посыла радует. Зачем вам Навальный, когда и так всё известно? А вы, депутаты-сенаторы, нарушайте наши пусть странные, но требования, уж мы вас прикроем. Если потихоньку, то можно и недвижимость за границей. Мы не скажем никому. Только разве в рекламе.

Но и слуги народа всех видов – они отнюдь не идиоты. А то они не знают, как и что прятать? Раньше вот за границей квартиры и дома покупали в ипотеку, деньги гнали через оффшоры. Ипотека ведь – это как бы не владение. Это как бы «я-не я и хата не моя», а банка. Один знакомый мне чиновник хоть и мог погасить всю ссуду за свой прекрасный апартамент на Средиземном море, а делать этого не стал. Говорит, чтобы не заставили признаться в том, что он - заграничной недвижимости счастливый обладатель.

В той же Испании ещё год назад открыть счёт в банке и купить жильё в каком-нибудь приятном месте было легче лёгкого. Хочешь – оформи всё на любимую жену, а сам не светись ни в каких бумагах. И в налоговую, уведомить об открытии счёта в зарубежном банке, любимая может сходить самостоятельно, о тебе умолчав. В визу по недвижимости всё равно получишь длинную – как родственник. Сейчас это вообще просто.

Сейчас, если ты состоишь в официальном браке, заставляют всем владеть совместно, бумаги собирать (справки 2НДФЛ и прочее) – на двоих. Как к «большому специалисту по зарубежной недвижимости» ко мне обращалась даже супруга одного высокопоставленного офицера силового ведомства (в отставке) с вопросом о том, нельзя ли им как-то провести сделку так, чтобы не светить в ней ни мужа, ни его доходы?..

   
   

Но интересно (вернее, банально) и отношение общества к самому факту владения чем-либо «лицом во власти». Почитайте любой форум: граждане бросают камни почём зря. Разве что нимб над ними не светится. Предлагают законотворцев, обладающих апартаментом в Майами или дуплексом в Болгарии, немедленно отправить в Матросскую тишину и судить по всей строгости народной совести (ведь нет ничего строже совести электората, особенно, если она направлена не на конкретного её владельца).

Послушайте, а какая разница – квартира в Москве или в каком-нибудь Бенидорме? Дешёвой жилплощади нет нигде, на любую нужны деньги. Трехкомнатная квартира на окраине Москвы – это небольшой домик на Коста Браве или Коста Бланке. Как говорится, учите матчасть. Откройте любой сайт недвижимости за рубежом и ознакомьтесь с ценами. Но почему-то тот факт, что народный избранник нежится у собственного бассейна, а не у гостиничного, вызывает зашкаливающие приступы ненависти. Гораздо большие, чем, если бы тот же человек приобрёл квартиру в Северном Бутово (хотя и там цены на 2-х комнатные хоромы начинаются с 7 млн. рублей – а это метров 150 счастья в тех же Турции и Болгарии). И всё это очень похоже на отношение древнего человека к молнии. Ни хрена не понятно, что такое, но ужасно страшно.

Но сенаторы и чиновники – они не молнии. Будучи людьми «честными, но хитрыми», они посмотрят, на чём спалились Ольшанский и Малкин, и просто будут лучше прятать. Тем более способы всё равно есть. И «острые выступления» известных пользователей сообщества Instagram едва ли заставят издать закон о том, что «государевым людям за границу – ни ногой». Потому что так могут только говорить те, кто не открыл счёт на Кипре. Но они, скорее, исключение из правил. Или знают другие места, получше.

 

 


Журналист еженедельника

 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции