Правило расселения очередников и жителей сносимых домов могут быть подвергнуты существенной корректировке. Соответствующие изменения в законодательство сегодня в первом чтении рассмотрит Московская городская дума. В частности, власти могут обязать предоставлять переселенцам не менее трёх квартир на выбор, информировать о своих намерениях загодя и не снимать с учёта жителей коммуналок даже после предоставления недвижимости.
Формально, автором поправок выступает член городского парламента единоросс Олег Бочаров – именно он внёс в Думу соответствующий законопроект. Но, по словам самого депутата, на деле документ был инициирован представителями движения «Московские переселенцы». «Моя роль лишь техническая, – рассказывает депутат. – Я просто пообещал группе граждан помочь с внесением проекта». По словам Бочарова, активисты мотивируют необходимость изменений в порядке предоставления нового жилья отсутствием фактической возможности улучшать собственные жилищные условия при сносе старых домов. Сами «Московские переселенцы» добавляют, что необходимость внесения поправок именно сейчас обусловлена ужесточившейся политикой исполнительных властей в адрес москвичей: до недавнего времени спорные моменты в законодательстве трактовались в пользу москвичей, но в последнее время ситуация кардинально изменилась.
Родственный вопрос
Сейчас вопросы расселения горожан из сносимого жилья и предоставление жилья очередникам регулируются двумя законодательными актами: «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» и «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» – именно их и предлагают скорректировать общественники.
Самые глобальные изменения коснутся порядка снятия с регистрационного учёта очередников после предоставления квартир. Сейчас при расселении коммуналок все члены семьи собственника недвижимости автоматически снимаются с регистрационного учёта после получения новой квартиры. Поправки предполагают, что лишить очереди каждого из постояльцев расселяемого жилья можно будет лишь в том случае, если на его долю будет приходиться большее число квадратных метров, чем в квартире, которую он занимал ранее.
Председатель «Московских переселенцев» Павел Кушаков объясняет, что необходимость изменений объясняется разницей в понимании термина «члены семьи». По словам общественника, не редки случаи, когда в одном помещении живут несколько юридически разных семей, каждая из которых стоит на очереди. «Затем одна из них, которая встала на учёт, например, в 2011 году, получает квартиру по программе «Молодая семья», а другая, которая стояла на очереди с 1999 года, просто чтобы улучшить условия, автоматически снимается с учёта, – рассуждает Кушаков. – При этом далеко не факт, что все жильцы квартиры реально получили причитающиеся 18 квадратных метров».
Интересы заявителей
Предложенные к рассмотрению поправки призваны и технически регламентировать порядок предоставление новых квартир. В частности, каждому собственнику недвижимости в сносимом доме должно предоставляться на выбор не менее трёх жилых помещений. Формально, право потребовать несколько выборных квартир при переселении есть у москвичей и сейчас. Но существующая в законе формулировка звучит несколько расплывчато. Формально, переселенцам «предлагается не более трёх жилых помещений». На деле, по словам Кушакова, выходит, что понятие все трактуют по-разному: одним переселенцам на выбор предоставляется три варианта, а другим – только один. При этом, согласно действующим нормам, если житель сносимого дома откажется от всех возможных вариантов, следующие три предложения поступят к нему лишь через год – после постановки на жилищную очередь.
Другая поправка касается утверждения порядка предоставления согласия на переезд. Сейчас представителям жилищной комиссии достаточного лишь согласия собственника для заключения договора обмена старого жилья на новое. Общественники добиваются, чтобы сделка происходила лишь по письменному заявлению жильца. «Ведь в соответствии с федеральным «Жилищным кодексом» существует возможность не только обменять квартиру, но и получить взамен выкупную стоимость, – поясняет Кушаков. – Но из-за приведённой в законе формулировки собственникам часто предлагают лишь один вариант – поменять одну квартиру на другую. Мы считает такой подход в корне неверным – воля владельца недвижимости должна высказываться исключительно в письменном виде».
Сроки и перспективы
Устанавливается и конкретный срок информирования жильцов. Сейчас единственная обязанность городских властей – предупредить жильцов о выходе правового акта, который утвердит примерные сроки сноса. При этом даты переезда в процессе могут измениться. В случае принятия поправок местным властям придётся ставить москвичей в известность о предполагаемом сносе не менее чем за год до события. Отсутствие временных рамок сейчас, по мнению «Московских переселенцев», часто приводит к неприятным ситуациям. Последний пример произошёл буквально недавно: в последних числах февраля на одной из пятиэтажек по Карамышевской набережной появилось объявление о том, что дом будет ликвидирован уже через месяц, 1 апреля. Организовать переезд жильцам придётся в течение месяца.
По словам Кушакова, вносимые поправки далеко не единственные изменения, которые общественники рассчитывают внести в жилищное законодательство. На очереди – ещё 32 уточнения. Председатель движения рассказывает, что все они будут внесены в Мосгордуму в качестве гражданской инициативы в ближайшее время. До этого активистам придётся снять ряд замечаний парламентариев. В частности, сейчас проект предполагает увеличение бюджетной нагрузки.