Домики в «деревне»: россияне подняли цены на жильё в Лондоне

На днях австрийский конституционный суд признал недействительной куплю-продажу шикарнейшей виллы в местечке Аурах, которую в 2009 г. приобрела жена опального мэра Москвы Елена Батурина. Жители Аураха ещё тогда были против, но только спустя три года суд заявил, что подобный инвестор не представляет интереса для Австрии.

   
   

Возможно, если бы англичане думали так же, как австрийцы, россияне не скупили бы уже «пол-Лондона». Основные покупатели «золотых» квадратных метров сегодня не коренные жители туманного Альбиона, а россияне да арабы. Так, недавно выяснилось, что самое дорогое поместье в пригороде Лондона приобрёл... Андрей Бородин, бывший глава Банка Москвы, в отношении которого в конце 2010 г. было возбуждено дело о мошенничестве со средствами городского бюджета на сумму 12,76 млрд (!) руб. «АиФ» решил выяснить, зачем наша олигархия скупает английскую столицу.

Лондонский пузырь

«Чаще всего подобные сделки происходят для того, чтобы богатеи могли спрятать капитал, как это сделал Бородин, - говорит Игорь Индриксонс, эксперт в области международных инвестиций в недвижимость. - У Бородина была альтернатива: или сегодня я покупаю этот особняк на физическое лицо, или завтра российское правосудие отберёт у меня все деньги».

По словам самих бизнесменов, лондонскую недвижимость они покупают не только для того, чтобы спрятать капитал. Например, Борис Березовский несколько лет назад уверял всех, что нашёл «золотую жилу». Мол, покупать квадратные метры в Лондоне - это как вкладывать деньги в сверхприбыльный бизнес. Ведь цены на них росли не по дням, а по часам. Его примеру последовали Роман Абрамович (который таким образом хотел ещё и закрепиться на верхушке списка самых богатых лондонцев) и Алишер Усманов. Что касается Леонарда Блаватника, знающие его люди говорят, что для бизнесмена в жизни важен престиж. А что может быть престижнее жилища в Англии? Елена Батурина, по слухам, в Лондоне пыталась подготовить себе и всей своей большой семье «базу для отступления» - ведь английское правительство очень лояльно относится ко многим опальным российским персонам. Вот и выходит, что одни скупают дорогую недвижимость в Англии, скрываясь там от российского правосудия, а другие, видимо, готовят почву на будущее...

Но, уверен Игорь Индриксонс, в ближайшем будущем россиянам элитное жильё в Великобритании уже не светит. В 2009-2011 гг. недвижимость Великобритании росла в цене огромными темпами. Оказалось, что рост дают в среднем 3000 объектов жилой элитной недвижимости стоимостью свыше 2 миллионов фунтов стерлингов, которые приобретаются на офшорные компании выходцами с Ближнего Востока, из России и Азии. Если покупать здесь недвижимость не на офшорную компанию, придётся заплатить огромные налоги. А для офшора они равны нулю. Но 22 марта 2012 г. вышел закон: если ты покупаешь элитную жилую недвижимость в Великобритании стоимостью свыше 2 млн фунтов стерлингов на офшорную компанию, то заплати гербовый сбор 15% и ещё 5% от кадастровой стоимости жилья. Огромные суммы! Так что сегодня сделки совершаются не на компанию, а на физлицо. Почему? Частная недвижимость в Англии является неприкосновенной. Прежде чем совершить сделку, ты должен пройти процедуру AML - anti-money-laundering, доказать, что деньги не отмытые. Бородин её прошёл. И теперь его недвижимость забрать невозможно, даже если Бородина арестуют. Поэтому он хватанул самый дорогой объект.

Большая мойка

Так как же нашим бизнесменам удаётся доказать, что деньги заработаны честным путём? Есть способы обойти систему. Если деньги получены нелегально - к примеру, в виде взятки, налом, нужно найти банк, который этот нал примет. Раньше в представительство какого-нибудь кипрского банка без проблем заносили чемодан денег, и через пять минут они уже были на счету. Сегодня же 99% россиян с «грязными» деньгами пользуются прибалтийскими банками. Там не задают никаких вопросов. Следующий этап - перевести деньги в нормальный европейский банк. Просто так деньги перевести нельзя - возникнут вопросы. Поэтому переводят активы, ценные бумаги и облигации, купленные на всю сумму в «грязном» банке. Чтобы английские юристы не начали копать историю денег, бизнесмены делают так: в европейском банке, где теперь лежат активы, под них берётся кредит на покупку недвижимости. И дальше все бумажки несут английским юристам со словами: «Смотрите, мне швейцарский банк выдал кредит, на него я и куплю у вас дом в Лондоне». Тут уже у юристов не возникает никаких вопросов. Они считают, что банк уже всё проверил. А банк-то и не знал, что деньги эти имеют душок».

Смотрите также: