Как купить жильё со скидкой, переезжая из сносимой пятиэтажки? Хватит ли в новых кварталах мест на парковках и можно ли выбрать, в какую квартиру переезжать?
Поднимаем волну
Екатерина Бычкова, «АиФ»: Первая волна реновации началась: дома для переселения в феврале уже готовы. Но полностью ли готовы подъездные дороги к ним?
Марат Хуснуллин: Мы не строим дома в чистом поле - разумеется, и дворы, и парковки, и подъездные дороги готовы. Квартиры для переселенцев практически приведены в порядок в соответствии с требованиями улучшенной отделки. Что касается благоустройства территорий, эти работы сейчас завершаются. Напомню, что речь идёт о 12 домах на востоке, севере и западе столицы: два дома на Дмитровском шоссе и проспекте Вернадского, четыре - на Бескудниковском бульваре и по одному на 5-й Парковой, улице Красных Зорь, Гжатской и на Щёлковском шоссе. И первый дом - на 5-й Парковой улице - уже полностью готов к заселению.
- Имеют ли жильцы возможность заранее посмотреть будущее жильё?
- Конечно. Люди, которым мы предлагаем эти квартиры, их уже смотрят, высказывают свои пожелания. И мы никого насильно не переселяем.
- Сколько стартовых площадок есть на сегодняшний день?
- На сегодняшний день определено порядка 240 стартовых площадок для строительства нового жилья и ещё 160 участков находятся в проработке. Это достаточное количество для того, чтобы поднять первую волну реновации и в течение трёх лет построить там новые дома.
Кстати, мы изначально заявили о том, что программа реновации предусматривает комплексную квартальную застройку, а это значит, что, если в шаговой доступности от новых домов, куда будет предложено переселиться жителям сносимых пятиэтажек, отсутствуют объекты социальной инфраструктуры (школа, садик, поликлиника), они будут там построены. В каждом квартале своя ситуация: где-то эти объекты есть и жители как ходили в свою поликлинику, так и будут ходить, больше времени на это тратить не придётся. Если же старая поликлиника окажется на значительном удалении от нового дома, значит, будем строить новую. Наша задача - создать людям максимальные удобства, сделать такую городскую среду, чтобы в пешей доступности москвичи могли получать все необходимые услуги.
Как доплачивать?
- Каков порядок доплаты за дополнительную площадь?
- Мы предлагаем две основные опции: переехать из дома, включённого в программу реновации, в новую квартиру большей площади или с большим количеством комнат взамен равнозначной при наличии свободных квартир в заселяемом доме или получить равнозначное жилое помещение в собственность и десятипроцентную скидку на покупку ещё одной квартиры из городской собственности или собственности фонда реновации в течение двух лет. Но при этом совокупная общая площадь помещений не должна превышать 100 кв. метров. Это большой метраж, особенно если сравнивать с тесными хрущёвками. Такой подход позволит, с одной стороны, улучшить жилищные условия москвичей, а с другой - исключить возможность злоупотреблений.
Механизм же доплаты такой: из площади приобретаемой квартиры будет вычитаться средняя площадь равнозначной квартиры в доме, в который переселяется житель. Так будет определено количество метров, за которые нужно доплатить, при этом стоимость одного квадратного метра при доплате рыночная. Чтобы определить рыночную стоимость, будут привлекаться независимые оценщики. Понятно, что районы разные, дома тоже, и рыночная стоимость квадратных метров не может быть одинаковой по всей Москве. Размер доплаты рассчитывается как произведение количества докупаемых метров и стоимость одного квадратного метра за вычетом скидки в размере 10 процентов.
Выбрать жильё для покупки участник программы реновации сможет из собственности Фонда реновации или города в любом районе. Реализовывать такие квартиры будут с помощью аукционов. Например, в новом доме, в который переезжает семья по программе реновации, средняя площадь двухкомнатной равнозначной квартиры составляет 50 кв. метров. При этом семья желает приобрести квартиру площадью 70 кв. метров. Им придётся доплатить за 20 «квадратов».
- Куда обращаться, если есть возможность и желание докупить квадратные метры?
- Приобретать такие жилые помещения москвичи смогут, обратившись в Фонд реновации и заключив с ним договор мены с доплатой (для собственников) или договор купли-продажи (для нанимателей).
Если цифра неподъёмная и выплатить сразу её не получается, то можно взять кредит. Кроме того, участники программы реновации для улучшения своих жилищных условий могут использовать материнский капитал, жилищные субсидии, государственные жилищные сертификаты и любые другие законные источники средств.
А парковок будет три вида
- Парковочные места - больное место большого города. Как будет решаться эта проблема в новых кварталах?
- Мы изначально, когда ещё только приступали к формированию программы, сказали, что все новые кварталы будут обеспечены необходимыми парковочными местами. Так оно и будет. Причём будет три вида парковок - плоскостные, многоуровневые, отдельно стоящие, и подземные (там, где это возможно). Конкретный набор и место размещения мы, конечно же, будем уточнять, исходя из особенностей конкретного района, квартала и количества квартир.
Кстати, решение сделать подземные паркинги было непростым, так как это ведёт к увеличению стоимости строительства, но мы, идя навстречу москвичам, его приняли. Планируется, что это будут паркинги на один уровень, а на свободных участках в кварталах реновации будем строить надземные паркинги. Наша самая главная задача - создать организованные места хранения автомобилей. Такого как сейчас, когда машины стоят на дорожках, газонах или в проездах, не будет.
- Появятся ли новые рабочие места?
- Конечно. Ведь первые этажи будут нежилыми и станут выполнять общественные функции, то есть там будут располагаться магазины, аптеки, прачечные, те же банки, а это десятки сотрудников, которые получат рабочие места. Многие из них, кстати, будут проживать в этих же домах и таким образом получат работу в своём же доме. Плюс, как я уже говорил, мы не просто построим новые дома, но и садики, школы, поликлиники, а это ещё сотни рабочих мест. Причём, что очень важно, мы повышаем тем самым как шаговую доступность жителей к необходимой инфраструктуре, так и приближаем рабочие места к жилью. Это и есть удобный и комфортный город, когда люди тратят минимум времени на то, чтобы добраться из дома на работу и обратно, не пользуются транспортом, а ходят пешком. Таким образом мы разгружаем и общественный транспорт, и дороги. Это огромное благо и для людей, и для всего города.